|
||||||||||||||||||||
Московский Государственный Университет имени М.В. ЛомоносоваМосковский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
Отчет По проекту «Состояние студенческой науки в Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова»
Москва – 2021 Корреляционный анализ массива ответов на вопросы D-H, O-AB. Для вычисления коэффициентов корреляции между ответами (n=250) на вопросы D, E, G, H (формулировки вопросов представлены в табл. 1) были высчитаны частоты ответов по шкале Лайкерта: за «1» был обозначен вариант ответа «Нет»; за «2» были обозначены варианты ответа «Скорее нет» и «Скорее нет, чем да»; за «3» (нейтральную позицию или отсутствие позиции как таковой) были обозначены варианты ответа «Затрудняюсь ответить» и «Пока не определился (-лась)»; за «4» были обозначены варианты ответа «Скорее да» и «Скорее да, чем нет»; за «5» был обозначен вариант ответа «Да». Результаты частотного анализа были использованы для составления корреляционного анализа (результаты представлены на рис. 1). Рисунок 1 Таблица 1
Слабая корреляция (r=0, 465) отмечена между частотами ответов на вопросы D и E, что может говорить о неготовности построении академической карьеры у большей части заинтересованных в науке студентов. Необходимо упомянуть, что частоты ответов на вопрос D распределены крайне полярно (рис. 2). Высокая корреляция (r=0, 856) отмечается между частотами ответов на вопросы G и H, что говорит о близкой к равной степени участия в научных мероприятиях как проводимых университетом, так и проводимых сторонними организациями. Высокая отрицательная корреляция (r=-0, 850) отмечена между частотами ответов на вопросы E и H, что может сигнализировать крайне малую степень участия заинтересованных в академической карьере студентов в научных мероприятиях, проводимых сторонними организациями. Также высокая отрицательная корреляция (r=-0, 734) отмечается между частотами ответов на вопросы E и G, что тоже говорит о крайне малой степени участия этой же группы студентов в научных мероприятиях, проводимых университетом. Крайне слабая отрицательная корреляция (r=-0, 104) отмечена между частотами ответов на вопросы D и G, а также близкая к нолю отрицательная корреляция (r=-0, 039) отмечается между частотами ответов на вопросы D и H. Это может быть объяснено полярным распределением ответов на вопрос D, а также предположением о незначительном влиянии «научного призвания» на участие в научных мероприятиях. Рисунок 2 Ответы на вопросы O-AB (табл. 2) были представлены не во всех анкетах, что требовало корректировку выборки для проведения корреляционного анализа. С данной целью было удалено 73 анкеты, не располагавших ответами на вопросы O-AB. Также были проведены t-тесты на соответствие полученных выборок по каждому ответу изначальным выборкам по каждому ответу. Результаты тестов представлены на рисунках 3–16. Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13 Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16 Во всех случаях значимость статистики Sig. превышает 0, 05. Таким образом, полученные выборки (в каждой из которых n=177) валидизированы и подходят для частотного и корреляционного анализов. Ответы на данные вопросы O-AB принимались в числовом формате шкалы Лайкерта. Был проведен частотный анализ ответов от 1 до 5, результаты которого были использованы при проведении корреляционного анализа (результаты представлены на рисунке 17).
Рисунок 17
Таблица 2
Сильные корреляции отмечены между частотами ответов на вопросы O и P (r=0, 885), O и Q (r=0, 856), что может демонстрировать примерно равный доступ респондентов к базам данных, наличие открытого доступа к отечественной литературе и наличие открытого доступа к зарубежной литературе. Однако, корреляция между частотами ответов на вопросы P и Q (r=0, 648) имеет среднее значение, что отображает небольшое неравенство между наличием открытого доступа к отечественной литературе и открытого доступа к зарубежной литературе. Распределение ответов на вопросы P и Q представлено на рис. 18–19 Рисунок 18
Рисунок 19 Сильные корреляции отмечаются между частотами ответов на вопросы O и S (r=0, 7), O и T (r=0, 912), O и Z (0, 713), средняя корреляция — между O и W (r=0, 624). Это демонстрирует тесную связь между поддержкой научного руководителя и доступом к базам данных – можно предположить, что научный руководитель почти всегда помогает с доступом к базам данных. Аналогичные связи выявлены между частотами ответов на вопросы Q и S (r=0, 890), Q и T (r=0, 928), Q и W (r=0, 915), Q и Z (r=0, 888), что говорит о связи между поддержкой научного руководителя и доступом к зарубежной литературе. Очень сильная корреляция выражена также между частотами ответов на вопросы Q и Y (r=0, 921), сильная — между частотами ответов на вопросы Q и AB, что демонстрирует связь между доступом к зарубежной литературе и желанием и готовностью заниматься научной деятельностью на своем факультете, а также личной заинтересованности студентов в ней. Крайне сильная корреляция выделена между частотами ответов на вопросы S и W (r=0, 911), T и W (r=0, 826) что говорит о связи между помощью научного руководителя и его поддержкой. Отмечается также крайне сильная связь между частотами ответов на вопросы O и AA (r=0, 949), из чего можно сделать следующий вывод: чем актуальнее научные знания, получаемые на факультете, тем больший доступ имеют студенты к базам данных. Схожие корреляции наблюдаются между частотами ответов на вопросы P и AA (r=0, 820), Q и AA (r=0, 723), что также говорит о связи между актуальностью научных знаний и доступом к отечественной и зарубежной литературе. Средняя связь отмечается между частотами ответов на вопросы R и T (r=0, 505), R и V (r=0, 572), что может говорить о несильной связи поддержки научных организаций, конкуренции в участии в них с открытостью научных журналов для приема статей к публикации. Крайне сильная корреляция выражена между частотами ответов на вопросы R и X (r=0, 948), что демонстрирует связь между открытостью журналов и наличием технического оборудования для участия в грантовом конкурсе (таким образом, наличие или отсутствие технического оборудования всегда связано с открытостью или закрытостью журналов). Отрицательные коэффициенты корреляции между частотами ответов на вопрос U и остальными частотами ответов связаны с распределением ответов на вопрос U (рис. 20). Таким образом, можно сделать вывод о низкой информированности студентов о существовании научных организаций. Рисунок 20 Сильные положительные корреляции между частотами ответов на вопрос V и частотами ответов на остальные вопросы также связаны с распределением ответов на вопрос V (рис. 21). Рисунок 21 Сильная корреляция наблюдается между частотами ответов на вопросы W и AB (r=0, 843), Z и AB (r=0, 837), из чего можно сделать следующий вывод: чем сильнее поддержка со стороны научного руководителя, тем большие желание и готовность у студентов заниматься научной работой на своем факультете. Крайне сильная корреляция также выражена между частотами ответов на вопросы Y и S (r=0, 965), Y и Z (r=0, 941), что говорит о связи между помощью научного руководителя и личной заинтересованности студентов в научной деятельности. Сильная корреляция найдена между частотами ответов на вопросы Y и T (r=0, 740), Y и W (r=0, 865), что также говорит о связи личной заинтересованности студентов в научной деятельности с поддержкой со стороны научного сообщества, в том числе и с поддержкой со стороны научного руководителя. Выводы: · Большая часть заинтересованных в науке студентов не готова к построению академической карьеры; · Заинтересованные в науке студенты практически одинаково редко участвуют в научных мероприятиях, проводимых как университетом, так и сторонними организациями; · «Научное призвание» и идентичность ученого не влияют на участие студентов в научных мероприятиях; · Студенты имеют практически равный доступ к базам данных, к отечественной и к зарубежной литературе (однако к зарубежной литературе доступ незначительно ниже); · Научные руководители практически всегда помогают студентам с доступом к базам данных и с доступом к зарубежной литературе; · Доступ к зарубежной литературе почти всегда влияет на желание студентов заниматься научной деятельностью на своем факультете, а также на личную заинтересованность студентов в научной деятельности как таковой; · Поддержка со стороны научных руководителей, а также со стороны научных организаций, и качество взаимодействия с научным руководителем практически всегда влияют на личную заинтересованность студентов в научной деятельности, а также на желание и готовность студентов заниматься научной работой на своем факультете. · Поддержка научными руководителями студентов всегда связана с помощью студентам (поддержка научных руководителей помогает в работе); · Чем актуальнее знания, получаемые на факультете, тем лучший доступ к базам данных и доступ к отечественной и зарубежной литературе имеют студенты; · На открытость научных журналов к приему статей влияет лишь наличие технического оборудования для участия в грантовых конкурсах; · Студенты отмечают крайне низкую информированность о научных организациях; · Студенты отмечают также крайне сильную конкуренцию в научных организациях;
|
||||||||||||||||||||
|