Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оратор и его аудитория



 

Слайд 1. Речь, которая имеет воздействие и может убедить, которая направлена на широкую аудиторию и произносится профессионалом речи с целью изменить поведение публики, ее взгляды и убеждения, называется ораторской речью.

Хороший оратор подготавливает и выстраивает свою речь таким образом, чтобы она воздействовала и восхищала всех, от ребенка до пожилого человека.

Культура речи оратора, её точность, ясность и богатство слова, а также информационная насыщенность являются успехом выступления.

Слайд 2. Любой начинающий оратор просто обязан овладеть стилистическими приемами ораторской речи. Их несколько:

· остроумие (изощренная, изобретательная мысль с яркими, острыми или смешными выражениями);

· ирония (противоположение смысла высказанных слов, создающее эффект насмешки);

· сарказм (ирония сатирической направленности, ее высшая степень);

· парадокс (неожиданное, странное мнение (суждение), вопреки здравому смыслу, которое резко расходится с общепринятым);

· гротеск (нереально преувеличенный, уродливый, комический способ изображения чего-либо);

· абсурд (нелепость, не имеющая смысла);

· намек (нечетко высказанная мысль, понять которую возможно лишь по догадке).

Слайд 3. В ораторской речи наиболее эффективными считаются лексические приемы. Они ощутимо повышают убедительность речи оратора.

Лексические приемы способны сделать ораторскую речь гораздо эффективнее и убедительнее:

Это «тропы» – рекомендации использовать их найдутся практически во всех руководствах по ораторскому искусству. На практике это речевые обороты, иногда отдельные слова, что употребляются не в прямом, а в переносном значении. Это:

1. метафоры (речевое сближение двух разных явлений по сходству или контрасту);

2. эпитеты (образное определение предмета);

3. гиперболы (преднамеренное преувеличение свойств и качеств);

4. аллегории (иносказательное изображение что-либо);

5. сравнения.

О мастерстве и ораторском искусстве наглядно говорит использование в публичном выступлении пословиц, поговорок, цитат, крылатых слов. Великий и могучий русский язык богат ими, что значительно повышает культуру речи. При этом особенно важно, чтобы они были употреблены к месту и неожиданно. Оратор, претендующий на высокую культуру риторики, должен обладать богатым лексиконом, смысловой точностью фраз и выражений, соблюдением языковых норм произношения.

Слайд 4. Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Техника речи - это " совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

При выступлении оратора нужно не забывать о средствах выразительности. Для повышения средств выразительности деловой речи можно использовать следующие средства.

1. Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Варьирование тональностью выступления зависит от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части.

Тональность выступления обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

2. Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.

Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т. п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) -- в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

Слайд 5. Но даже самый хорошо поставленный голос не спасет выступление оратора, если его дикция не будет соответствовать должному уровню. Вот несколько упражнений на то, как развивать хорошую дикцию: НА СЛАЙДЕ

Таким образом, оратору следует обратить внимание и на особенности собственной речи:

· дикция (фразы и слова должны произноситься четко и ясно, никакого заикания, шепелявости, гнусавости);

· сила голоса (громко – не всегда хорошо, голос должен воздействовать на психику человека);

· темп речи (начиная с медленного, может варьироваться в ходе выступления);

· полетность голоса (длительность, с какой звучат отдельные фразы, слова и звуки);

· тембр голоса (звуковая его окраска, создающая разнообразные оттенки речи);

 

Оратор и его аудитория

О контакте с аудиторией уже упоминалось выше. Уделим этому обстоятельству еще немного внимания – оно является важнейшим условием успеха.

И не стоит читать с листа. Живое, динамичное слово скорей привлечет внимание слушателей, чтение по бумажке, наоборот, быстро утомит. Так что текст своего выступления оратор должен знать и свободно ориентироваться в теме. Содержание выступления должно быть интересно для аудитории, а поднятая проблема – актуальной. Тогда и контакт будет установлен быстро.

Очень важно, как настроены слушатели. А их эмоциональный их настрой прямо зависит от:

1. уверенности оратора в себе и своих словах;

2. твердости, решительности и убежденности в его голосе;

3. уважения к публике;

4. доброжелательности и готовности к диалогу.

Следует отметить, что владение ораторским искусством и культурой речи руководителя оказывает большое влияние на его авторитет, наряду с другими очень важными личностными качествами.

Таким образом, соблюдая все правила ораторского искусства, оратор сможет легко достичь своей цели – заинтересовать аудиторию и убедить людей в своей правоте.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.