Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Опыт российского парламентаризма.



Тема: Опыт российского парламентаризма.

Россия в период столыпинских реформ.

1) Посмотрите видеоуроки

1. «История - Российский парламентаризм. Попытка реформ» (Часть 1) по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=5KUdwdbg0yo

2. «История - Российский парламентаризм. Попытка реформ» (Часть 2) по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=jLBQxMKdkl8

2) Используя материал видеоуроков и лекцию,  заполните таблицы:

1. «Думская деятельность»

2. «Столыпинские реформы»

(отправьте заполненные таблицы на проверку преподавателю).

1. «Думская деятельность»

Дума Время работы Председатель Партийный состав Основные вопросы Итоги работы
I Дума          
II Дума          
III Дума          
IV Дума          

2. Столыпинские реформы

Реформа Цель и мероприятия реформы Результаты реформы и значение
     

3) Д/з. Составьте биографический очерк о П. Столыпине.

ЛЕКЦИЯ

В феврале – марте 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу Большинство в ней получили кадеты и представители крестьян («трудовики»). Ни один представитель правых партий не был избран в Думу. Многие революционные партии в выборах не участвовали, однако в I Думе преобладали решительные настроения. Депутаты Думы считали первоочередной целью продолжение политических преобразований. Они приняли обращение к правительству, в котором выдвигались следующие требования: введение всеобщих и равных выборов; отмена всех ограничений на законодательную деятельность Думы; ответственность правительства не перед царем, а перед Думой; упразднение Государственного совета; разработка аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; полная политическая амнистия и т. д. Стало ясно, что думцы стремятся не к сотрудничеству с самодержавием, а к лишению монарха реальных властных полномочий. Дума настаивала на принудительном отчуждении земель в пользу крестьян. Был выдвинут и законопроект об уравнительном переделе всех земельных владений. 9 июля 1906 г. правительство распустило Думу.

Выборы во II Государственную думу проходили по несколько измененным правилам, лишавшим избирательных прав некоторые категории рабочих и крестьян. В эту Думу, собравшуюся 20 февраля 1907 г., прошло немало представителей правых партий, а численность депутатов-кадетов уменьшилась. Однако в целом II Дума оказалась еще революционнее I Думы. Её трибуна активно использовалась для антиправительственной пропаганды.

3 июня 1907 г. II Государственная дума также была распущена. В царском манифесте было объявлено о коренных изменениях закона о выборах. В соответствии с новым законом резко сокращалось представительство в Думе крестьян и национальных меньшинств. Согласно законодательству Российской империи принятие нового закона о выборах без одобрения Думы было невозможно. Однако это было сделано. Поэтому события 3 июня 1907 г. назвали государственным переворотом. Этот день считается концом революции 1905–1907 гг.

III Государственная дума стала первой Думой, которая отработала все предусмотренные законодательством пять лет (1907–1912). Председателями III Государственной думы поочередно были октябристы – Н. А. Хомяков, А. И. Гучков и М. В. Родзянко. Первое заседание Государственной думы состоялось 1 ноября 1907 г. Правительство наконец-то смогло начать обсуждение в ней аграрной реформы.

С 1906 г. огромную роль в политической жизни России стал играть министр внутренних дел (с 26 апреля 1906 г. ), а затем премьер-министр (с 9 июля 1906 г. ) Петр Аркадьевич Столыпин. Перед ним стояла двойная задача: беспощадная борьба с революцией и проведение назревших реформ. П. А. Столыпин прекрасно подходил для этой роли. Он получил отличное образование (выпускник физико-математического факультета Петербургского университета), обладал большим личным мужеством, богатым опытом управления отдельными губерниями (исполнял обязанности гродненского губернатора, служил саратовским губернатором). Он хорошо знал деревню: по окончании университета работал в министерстве землеустройства, лично занимался делами своего поместья в Ковенской губернии. Кроме того, Столыпин был выдающимся оратором, легко мог найти общий язык с большинством депутатов Государственных дум. И, пожалуй, главное: будучи безгранично преданным императору и России, П. А. Столыпин не боялся брать на себя ответственность за непопулярные меры. А принятие таких мер представлялось правительству все более необходимым.

В течение 1906 г. было убито 768 и ранено 820 представителей власти. 12 августа 1906 г. в Петербурге было совершено покушение на П. А. Столыпина. На его дачу явились двое неизвестных в жандармской форме, бросивших бомбы страшной разрушительной силы. 27 человек, находившихся в приемной, были убиты на месте, в том числе террористы; 32 ранены (из них на следующий день шестеро скончались). Обрушилась стена дома с балконом, на котором находились четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина с няней; все они были тяжело ранены обломками здания. Премьер-министр остался невредим.

В лице П. А. Столыпина революционеры столкнулись, наконец, с решительным противником. 25 августа 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в различных областях и закон о военно-полевых судах.

В перечень реформ входили: обеспечение неприкосновенности личности и гражданского равноправия; благоустройство крестьянского землевладения; улучшение быта рабочих (государственное страхование); реформа школы; введение подоходного налога и др.

Закон о военно-полевых судах вводил в качестве временной меры особые суды, состоящие из офицеров, которые рассматривали факты очевидных преступлений. Предание суду происходило в течение суток после акта убийства или вооруженного грабежа; разбор дела мог длиться не более двух суток; приговор приводился в исполнение в 24 часа. За время действия военно-полевых судов (с августа 1906 по апрель 1907 г. ) по их приговорам было казнено 683 человека (от рук террористов только в 1906 г. погибло 768 человек). Суммарные данные о расстрелянных и повешенных с 1905 по 1909 г. составляют 2353 человека.

Карательные меры вызвали неприятие левых сил. По имени Столыпина верёвку для повешения стали называть «столыпинским галстуком». П. А. Столыпин постоянно находился под огнем критики со стороны левых и правых. Левые выступили против него из-за военно-полевых судов, правые – из-за программы реформ. Но Столыпин не дрогнул ни перед террористами, ни перед антиправительственным большинством I и II Государственных дум.

Аграрный вопрос, который был главным вопросом революции 1905–1907 гг., представлял одну из наиболее серьёзных проблем Российской империи. П. А. Столыпин предпринял попытку решить эту проблему, не затрагивая интересы помещиков.

В основе аграрной реформы, проводимой Столыпиным, лежала идея превращения крестьян-общинников в крестьян-собственников, смены общинного землепользования частным землевладением. Этим путем предполагалось решить две задачи. Первая заключалась в разрушении общины и создании более или менее крупных крестьянских (фермерских) хозяйств. Разрушение общины призвано было сформировать в селе слой крестьян-собственников, заинтересованных в поддержке власти. Вторая задача заключалась в преодолении хозяйственного застоя, свойственного общинному земледелию, и в создании благоприятных условий для экономического подъема российского сельского хозяйства.

Столыпинская аграрная реформа, по сути, явилась вторым переделом земли после 1861 г. На этот раз помещичьи земли не затрагивались, а общинные подлежали разделу между крестьянами. В целях преодоления чересполосицы, характерной для общинного землепользования, все пахотные земли, находившиеся в пользовании крестьян, могли быть сведены воедино. Таким образом, создавался отруб, т. е. единый цельный наследственный участок, «отрубленный» от прежних общинных земель. В случае же сведения воедино не только пахотных земель, но и приусадебного участка с домом и хозяйственным двором образовывался хутор, в котором могли проживать несколько выделившихся семей. Хутора и отруба рассматривались как наиболее эффективная форма ведения крестьянского хозяйства.

В результате осуществления столыпинской аграрной реформы из общины выделились 3 млн. домохозяев из 15 млн. В первую очередь из общины стремились выйти либо те, кто хотел продать свой земельный участок, надеясь на обустройство в городе, либо те, кто надеялся повысить уровень своей зажиточности. При этом было создано чуть более 1, 5 млн. отрубных хозяйств и около 300 тыс. хуторов. Главными причинами, сдерживавшими выход из общины, были крестьянское малоземелье и страх оказаться без общинной помощи в случае невзгод и лихолетья (неурожаи, болезни и увечья членов семьи, падеж скота и т. д. ).

Для решения проблемы крестьянского малоземелья предусматривалось два пути: покупка земли в собственность и переселение из густонаселенных центральных губерний в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток. Крестьянскому банку выделялись крупные денежные средства, предназначенные для скупки помещичьих земель с их последующей продажей домохозяевам и общинам в кредит. Но если общины должны были значительную часть денег вносить наличными, то крестьянину-отрубнику достаточно было уплатить лишь 5% от стоимости земли. В общей сложности через Крестьянский банк с 1906 по 1914 г. крестьянами было приобретено в личную собственность 7, 2 млн. десятин земли. Это было самое значительное перераспределение земельной собственности после 1861 г.

Развивалось переселенческое движение. Более 3, 5 млн. крестьян переселились с 1906 по 1914 г. в азиатскую часть России. Государство частично оплачивало переезд и бесплатно выделяло им казенные земли. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 гектаров на главу семьи и 45 гектаров на остальных членов семьи), денежную ссуду, которая с 1912 г. в некоторых отдалённых районах доходила до 400 р. на семью (из них 200 р. выдавались безвозмездно). Мужчин освобождали от воинской повинности. Однако, несмотря на эти льготы, не все переселенцы смогли наладить хозяйство в суровых сибирских условиях, где нужно было превращать лесные угодья в пахотные. Одни возвращались назад (из 3 млн. переселенцев около 0, 5 млн. чел. вернулись), в родные места, другие бросали дарованную землю и переходили на положение наемных рабочих или сельскохозяйственных батраков.

Значительное внимание власти стали уделять агрономической помощи селу. Государственные расходы на эти цели с 1908 по 1913 г. увеличились в 5 с лишним раз. Развивалась крестьянская кооперация. Большинство крестьян (около 80 млн. чел. ) состояли в различных кооперативах – кредитных, потребительских, производственных, которые давали им возможность получить средства в кредит, организовать переработку и сбыт продукции.

П. А. Столыпин придавал также огромное значение подъему культурного уровня народа. Законом от 3 мая 1908 г. предусматривалось введение обязательного начального обучения детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования увеличился вдвое, было открыто 50 тыс. новых школ, и их общее количество составило 150 тыс. Однако подсчеты показывали, что необходимо было иметь около 300 тыс. школ. Иными словами, при сохранении взятых темпов школьного строительства для осуществления плана всеобщего начального обучения детей потребовалось бы еще 20 лет.

Историки по-разному оценивают результаты аграрной реформы Столыпина. С одной стороны, даже при том, что из общины выделилась меньшая часть крестьянства, те мероприятия, что удалось провести до начала Первой мировой войны, благотворно сказались на развитии сельского хозяйства и экономики в целом. Производство зерновых в предвоенные годы выросло в 1, 5 раза, технических культур – в 3 раза. Возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия давала 25% мирового экспорта зерна, успешно конкурируя с США, Канадой, Аргентиной. Сопутствующим фактором была хорошая конъюнктура на международном зерновом рынке. Мировые цены на хлеб перед войной выросли на 35 %.

Валовой доход от сельского хозяйства в 1913 г. составил 53% от общего валового дохода. Выросла товарность аграрного производства. Следствия мероприятий реформы были одним из факторов промышленного подъёма в России в 1909–1913 гг. Реформа в целом простимулировала капиталистическое развитие: выросла численность рабочего класса, общая ёмкость внутреннего рынка, потребность в сельскохозяйственной технике и удобрениях, широкое развитие получила аренда земли, система кредитования, крестьянская кооперация.

Но вместе с тем реформа не решила проблем аграрного перенаселения и голода. Россия по-прежнему уступала передовым индустриальным странам по многим критериям развития. Для достижения более весомых результатов реформе не хватило времени. Сам Столыпин говорил о том, что для успеха его начинаний потребуется 15–20 лет мирного развития. Но этого времени у нашей страны не оказалось. Последовательному проведению реформ помешала внезапная гибель его главного вдохновителя и идеолога (в 1911 г. П. А. Столыпин был убит, став жертвой политического террориста). Кроме того, в 1914 г. началась Первая мировая война, и вскоре многие мероприятия реформы пошли на спад.

Столыпинская программа преобразований, помимо аграрных мероприятий, включала широкий комплекс мер по перестройке местного самоуправления, национальному и религиозному вопросам, распространению просвещения, решению рабочего вопроса, а также по проведению налоговой реформы. Большинство этих проектов не были реализованы в полной мере, так как встретили противодействие со стороны правых сил при дворе, в Государственном совете и в Государственной думе.

Ещё в 1906 г. Министерство внутренних дел разработало проект земской реформы, который основывался на принципе перехода от сословных к имущественным критериям формирования курий. Предполагалось ввести низший уровень земского самоуправления – волостное всесословное земство. Этот проект был связан с аграрной реформой и имел целью усиление влияния вышедших из общины богатых крестьян в земском самоуправлении. Проект земской реформы обсуждался на земских и дворянских съездах, но не нашёл поддержки в Государственной думе и Государственном совете. По предложению Столыпина с целью укрепления русского влияния в стратегически важных губерниях Литвы, Белоруссии, Западной Украины вводилось земское самоуправление. Причём предполагалось снизить имущественный ценз на выборах в эти земства для русских помещиков и православного духовенства. После того как закон 1910 г., принятый Государственной думой, оказался отвергнут Государственным советом, земства в западных губерниях были введены указом императора в 1911 г.

В результате из 43 проектов, предлагавшихся Столыпиным, осуществились лишь 10. Некоторые были реализованы уже после его смерти.

Так, законы о страховании рабочих были приняты лишь в 1912–1913 гг. На основе взносов рабочих и предпринимателей создавались кассы, из которых выплачивались пособия по нетрудоспособности и в случае гибели рабочего на производстве.

В 1912 г. образовывались высшие начальные училища, в которые принимались дети от 10 до 13 лет, окончившие начальные народные училища. Разрабатывался проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», однако он так и остался на бумаге, так как был отклонён Государственным советом.

Отношение общества к политике Столыпина было сложным. Антиправительственные настроения были по-прежнему сильны. Значительная часть населения не доверяла власти. Крестьяне оказались разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли. Идея «чёрного передела» жила в крестьянском сознании. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти. Помещикам нужен был успокоитель, в реформаторе они не нуждались. Либеральная интеллигенция не могла простить главе правительства военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских настроений. Для революционных партий он навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером.

Единственной силой, объявившей о безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоявшие за ними патриотически настроенные круги русской буржуазии, часть интеллигенции и чиновничества. Эта социальная группа одобряла как наведение порядка самыми крутыми мерами, так и осторожные, продуманные реформы. Однако вскоре Столыпин лишился поддержки октябристов, недовольных тем, что премьер-министр слишком часто пытался действовать в обход Государственной думы. Весной 1911 г. лидер партии А. И. Гучков открыто порвал со Столыпиным и сложил с себя полномочия председателя Государственной думы. Премьер-министра отныне безоговорочно поддерживала только фракция националистов, но она не имела большого политического влияния.

Курс Столыпина перестал поддерживать Николай II. И не потому, что царь боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Николай II чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости самодержавия, в России, осуществившей реформы самодержавная власть станет ненужной. Испуг революционных лет прошёл, и император всё больше прислушивался к мнению крайне правых сил, которые стремились вернуть Россию к неограниченному самодержавию.

Все ждали отставки Столыпина. Но 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре в присутствии императора П. А. Столыпин был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым. Убийца был связан с революционной организацией и в то же время являлся агентом полиции.

Глоссарий по теме:

Кооперация – это форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива.

Отруб – в России в начале XX в. земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность.

«Третьеиюньский переворот» – широко распространённое название произошедшего 3 июня 1907 г. в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы.

Хутор – сельское поселение при освоении новых земель; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.