Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выпускная квалификационная работа



 

 

Институт специальной педагогики и психологии

 

Кафедра адаптивной физической культуры

 

         

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Коррекция физической подготовленности подростков с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

 

 

                                                                         

                                                                   Студентка 6 курса 248/С группы

                                                                   очно-заочного обучения

                                                                   Калинина Наталья Владимировна

 

 

                                                                   Научный руководитель:

к. п. н., доцент                                                              

                                                                   Малышев Алексей Иванович

                                                                                       

                                          

     

                                              

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………... 5

Глава 1. Особенности психофизического состояния детей с церебральным параличом…………………………………………………………………………. 8

1. 1. Причины и механизм развития детского церебрального паралича………. 8

1. 2. Классификация и характеристика форм детского церебрального паралича………………………………………………………………………….. 14

1. 3. Характеристика нарушений при детском церебральном параличе…….. 23

Глава 2. Организация и методы исследования………………………………... 47

2. 1. Цель и задачи исследования……………………………………………….. 47

2. 2. Организация исследования…………………………………………………45

2. 3. Медико-педагогическая характеристика исследуемого контингента………………………………………………………………………48

2. 4. Методы исследования………………………………………………………49

2. 4. 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы………………………………………………………………………. 49

2. 4. 2. Педагогическое наблюдение…………………………………………….. 50

2. 4. 3. Тестирование………………………………………………………………50

2. 4. 4. Педагогический эксперимент……………………………………………. 54

2. 4. 5. Математическая статистика……………………………………………... 55

Глава 3. Содержание методики сочетанного использования лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с последствием церебрального паралича…………………………56

3. 1. Обоснование использования лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом………………………………………………………………………... 56

3. 2. Задачи лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом………………...... 67

3. 3. Содержание комплекса лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности  подростков с церебральным параличом……………………………………………………………………….. 68ГлГлава 4. Оценка эффективности комплекса лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности  подростков с церебральным параличом………………………………………………………………………... 77

Выводы ………………………………………………………………………….. 86

Список литературы………………………………………………………………87

Приложения... ……………………………………………………………………93

 

Введение

Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – одно из самых тяжёлых заболеваний нервной системы у детей, характеризующееся органическим поражением мозга. Частота ДЦП имеет по­стоянную тенденцию к увеличению в популяции, занимая первое место среди заболеваний цен­тральной нервной системы, ведущих к инвалидности. Распространенность церебрального паралича составляет 3-9 случаев на 1000 детского населения (Т. И. Прилукова, 1994; Е. Г. Сологубов, 1997; К. А. Семенова, 1999; Е. И. Быстрицкая и соавт., 2003). Распространенность ДЦП в России за последние десяти­летия имела выраженную тенденцию к постоянному увеличению, так в 1962 году она составляла 0, 4 случаев на 1000 детского населения, в 1972 году – 1, 72 случаев, в 1982 году – 5, 6 случаев, в 1992 году – 9 случаев. В европейских странах распространенность ДЦП составляет 4 - 5 на 1000 детей и также имеет тенденцию к увеличению. В некоторых странах (Швеция, Австралия) частота рождения детей с церебральным параличом составляет 2, 3 случаев на 1000 новорожденных.

Данные о распространенности церебрального паралича по мере развития медицинской науки меняются. Некоторые из авторов утверждают, что заболевание стало встречаться значительно чаще (К. А. Семенова, 1972) и объясняют это снижением смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела, у которых риск развития ДЦП весьма значителен. В последние годы в связи с развитием медицинских технологии появились возможности для выхаживания глубоко недоношенных детей, перенесших различные неблагоприятные влияния в перинатальном периоде. У многих из них в дальнейшем развивается картина перинатального поражения различных структур мозга.

Детские церебральные параличи сопровождаются двигательными нарушениями, которые встречаются в 100% случаев, речевыми – в 75%, психическими – в 50% и сенсорными – в 25%. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений, которые могут проходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями. Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести.

Проявлениями заболевания на фоне парезов и параличей являются патологические стереотипы позы, стояния и ходьбы, в основе которых лежат формирующиеся в грудном возрасте, в период раннего детства, рефлекторно обусловленные контрактуры суставов (Г. Б. Вольский, 2005).

Таким образом, церебральный паралич, являясь полиморфным заболеванием, характеризуется развитием ряда нарушений физического и психического развития детей, что, безусловно, требует проведения соответствующих мероприятий коррекционной направленности.

На сегодняшний день в системе физической реабилитации продолжается поиск и разработка наиболее эффективных средств коррекции различных нарушений, вследствие церебрального паралича. Однако вопросы коррекции физической подготовленности подростков с последствиями церебрального паралича по-прежнему являются актуальными и требуют дополнения.

Наряду с мероприятиями медицинского, психологического и социального характера в комплексе реабилитации детей с церебральным параличом широкое место занимают физические упражнения, как средство естественного биологически присущего организму воздействия.

В этой связи нами предпринята попытка исследования эффективности использования лечебной гимнастики совместно с упражнениями на фитболе в реабилитационном процессе подростков с последствиями церебрального паралича.

Объект исследования – процесс коррекции  физической подготовленности подростков с последствием церебрального паралича.

Предмет исследования –содержания комплекса лечебной и фитбол – гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом.

Цель исследования - теоретически обосновать эффективность совместного использования лечебной и фитбол-гимнастики в коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом.

Задачи исследования:

1) Выявить особенности клинического статуса и физического развития подростков с церебральным параличом.

2) Разработать комплекс лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом.

3) Оценить эффективность комплекса лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом.

 

Выводы

 

1. Церебральный паралич, являясь полиморфным заболеванием, характеризуется комплексом двигательных, речевых, психических сенсорных нарушений, что, безусловно, требует проведения соответствующих мероприятий коррекционной направленности с использованием наиболее эффективных средств адаптивной физической культуры.

2.   Разработанный нами комплекс лечебной и фитбол-гимнастики состоит из следующих упражнений лечебной гимнастики: упражнения для снижения мышечного гипертонуса, упражнения для увеличения мышечной силы, упражнения для увеличения подвижности в суставах, упражнения на координацию, упражнения для формирования мышечно-суставного чувства, а также упражнения на фитболе релаксационной направленности (вибрация, пружинящие покачивания, раскачивание на мяче), упражнения для увеличение мышечной силы и формирования правильной осанки.

3. Оценка эффективности применения комплекса лечебной и фитбол-гимнастики для коррекции физической подготовленности подростков с церебральным параличом, подтверждается полученными нами количественными показателями. Так, показатели быстроты реакции улучшились на 22, 4%; равновесия – на 14%; мелкой моторики – на 7, 7%; способности к ориентации в пространстве – на 5, 8%; функциональные возможности кардиореспираторной системы – на 4, 5%; сила мышц спины –на 7, 8%; сила мышц живота – на 1, 6%; показатель личностной тревожности – на 13, 6%; самочувствие, активность, настроение – на 28, 5%. Таким образом, доказана эффективность применения комплекса лечебной и фитбол-гимнастики для физического развития подростков с церебральным параличом.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ П. Ф. ЛЕСГАФТА»

 

ФАКУЛЬТЕТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Представляется для                                            Исполнитель:

защиты в ГАК                                                     студентка 2 группы 5 курса

                                       (дата)                        заочного обучения                

Заведующий кафедрой_____________             Ковалева П. Г.

                                    (подпись)

Защищена на ГАК_________________            Научный руководитель:

                                        (дата)                       Канд. пед. наук, доцент

С оценкой________________________            Малышев А. И.

                                   

Председатель ГАК_________________

                                   (подпись)

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 4                                                                                                                                                                                                                            

Глава 1. Речевые нарушения детей дошкольного возраста……………... 5                                                              

1. 1. Речь в психическом и физическом развитии детей дошкольного

возраста……………………………………………………………………………. 5                                                                                                                

1. 2. Классификация, причины и виды речевых нарушений………………….. 13

1. 3. Соматические и психомоторные нарушения детей с общим недоразвитием речи и их коррекция средствами адаптивной физической культуры…………………………………………………………………………. 30                          

Глава 2. Организация и методы исследования…………………………. …40                                           

2. 1. Гипотеза, цель, задачи, объект и предмет исследования…………………41                     

2. 2. Методы исследования………………………………………………………42

2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической

литературы............................................................................................................. 43                                                                                 

2. 2. 2. Оценка функционального состояния кардиореспираторной и нервно-мышечной систем……………………………………………………….............. 43                                                         

2. 2. 3. Оценка физической подготовленности……………………….. ………... 44

2. 2. 4. Оценка психического развития.......... ……………………………………47

2. 2. 5. Оценка звуковой стороны речи………………………………………….. 50

2. 2. 6. Методы математической статистики……………………………………. 55 Глава 3. Программа адаптивного физического воспитания

дошкольников с общим недоразвитием речи II, III уровня....................... 52

3. 1. Задачи программы…. ………………………………………………………. 52

3. 2. Содержание вариативной части программы………………………………53

3. 3. Примерное распределение времени на разделы программного

материала…………………………………………………………………………55

3. 4. Методическое обеспечение вариативной части программы…………….. 57                                                                                  

3. 4. 1. Подвижные игры в оптимизации психофизического развития……….. 57 

3. 4. 2. Обучение двигательным действиям детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………. 61

3. 4. 3. Коррекционные упражнения с речитативом на фитболах для развития общей моторики…………………………………………………………………. 64                                                          

3. 4. 4. Пальчиковые игры в развитии и совершенствовании мелкой моторики и активизации речи……………………. ………………………………………... 68                                                                                                                       

3. 4. 5. Упражнения на развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами……………………. 72                                                     3. 4. 6. Самомассаж и дыхательная гимнастика……………………………. ….. 76                                                                 

3. 4. 7. Физкультминутки в оптимизации психофизического развития и активизации речи……………………………………………………………….. 80

3. 4. 8. Комплекс упражнений и игр на релаксацию……………………………82

3. 5. Организация адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня…………. 87

Глава 4. Оценка результатов исследования……………………………….. 89                                                 

4. 1. Сравнительная оценка показателей функционального состояния кардиореспираторной, нервно-мышечной систем и психофизического развития дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развивающихся сверстников…. ………………………………………………... 89

4. 2. Оценка эффективности методики по показателям функционального состояния кардиореспираторной, нервно-мышечной систем, психофизического развития и звуковой стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.. ……………………………………………………………. 92

Выводы………………………………………………………………………….. 98                                                                                                            Список литературы…………………………………………………………... 100                                                                                          

 

 

 

Введение

Актуальность. Общее недоразвитие речи – это различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Общее недоразвитие речи проявляется достаточно широко от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития, что повлекло за собой к выделению трех уровней общего недоразвития речи (Левина Р. Е., 196).

У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи, имеется достаточно широкий словарный запас, но в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Отличительной чертой детей с общим недоразвитием речи второго уровня, является наличие трудностей в произношении ребёнком отдельных звуков и слоговой структуры слова, правильном употреблении слов по смыслу, а также смысловые замены слов.

Вместе с тем, дети с общим недоразвитием речи отстают в психическом развитии. У них заметно снижены внимание, восприятие, вербальная память, продуктивность запоминания, а также наглядно – образное мышление. Для многих детей характерна ригидность мышления.

 У значительной части детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточность физического развития, нарушение общей и мелкой моторики, координации движений, низкий уровень физической подготовленности.

В связи с этим, очевидно, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционных мероприятиях, основным содержанием которых являются активизация речевой и психической деятельности с одновременным решением задач оптимизации физического развития и физической подготовленности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ– предполагалось, что внедрение в учебно-воспитательный процесс средств вариативной части программы адаптивного физического воспитания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня будет способствовать повышению физической подготовленности, улучшению функционального состояния кардиореспираторной и нервно-мышечной систем, а также психических процессов и активизации речевой деятельности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретическое обоснование и оценка эффективности вариативной части программы адаптивного физического воспитания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня.  

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– процесс адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  ІІ, III уровня.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ– динамика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня, в результате внедрения средств вариативной части программы адаптивного физического воспитания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II, III уровня.

ЗАДАЧИ:                                                                                                  

1. Выявить различия в психофизическом развитии между дошкольниками с общим недоразвитием речи и нормально развивающимися сверстниками.

2. Выявить особенности физической подготовленности, функционального состояния кардиореспираторной и нервно-мышечной систем, а также психических процессов и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня.

3. Разработать, теоретически обосновать и оценить эффективность содержания вариативной части программы адаптивного физического воспитания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІ, III уровня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.