Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Невербальное общение



Цель:

Знакомство учащихся с многообразием невербальных средств общении.

 Задачи:

1. Обратить внимание на важность невербальных способов общения, прививая такие качества как дружелюбие и уважение.

2. Познакомить учащихся с основами эффективного и безопасного общения.

3. Дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения.

4. Подчеркнуть значимость невербальных способов общения; вскрыть собственные резервы учащихся, обогатить практический опыт общения.

Ведущий :

Добрый день! Сегодня мы проведем классный час в необычной форме. Работая в круге, мы должны придерживаться некоторых правил. Хочу вам их озвучить:

· Быть откровенным

· Всякое мнение имеет право на существование

· Не перебивать

· Быть вежливым

· Право пропустить ответ

· Уважать мнение своего собеседника, даже если оно не совпадает с моим

· Все равны

· Называем друг друга по имени

· Надо не только говорить, но и уметь слушать своего собеседника

Ведущий :

 Сядьте так, как вам удобно. Сосредоточьтесь на своем внутреннем состоянии. Я предлагаю кратко охарактеризовать то, что вы сейчас чувствуете? Но делать это мы будем следующим образом: участник круга сначала называет свое имя, затем учащиеся с нечетным числом – дают словесную характеристику своего состояния, а с четным - занимают позу, выражающую его состояние на данный момент.

Например, я – Фатима, очень благодарна, что вы откликнулись на мою просьбу принять участие в открытом мероприятии.

Для нечетного участника, другие участники делают предположения о значении позы, а играющий молчит до тех пор, пока всем не станет ясной его задумка.

Ведущий (проводит рефлексию):

·    Каким способом легче было выразить свое состояние? Можно ли сказать, что оба способа дополняют друг друга?

·    Пантомимика (положение и движение частей тела). Поза может выражать превосходство, уверенность и другие виды отношения к партнёру.

Ведущий :

    Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму. Что вы почувствовали? Прикасаясь друг другу, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия. Так давайте начнем с приветствия друг друга.

Ведущий :

Упражнение «Странный город»

Инструкция: Все мы жители странного города, в котором люди гуляют по главной улице и все время здороваются друг с другом. Когда городские часы бью час – они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два – правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три – здороваются спинами, четыре – коленями. Итак, давайте здороваться!

Учащиеся:

·    Принимают участие в упражнении.

Ведущий делает рефлексию:

·    Как изменилось ваше настроение?

·    Хотели ли бы вы жить постоянно в таком городе? Почему?

Ведущий :

Человек, проживая жизнь, проходит ряд возрастных периодов. Например, младенчество, подростковый период, зрелость и т. д. И для каждого возрастов характерны ведущие виды деятельности: для дошкольников – игра, для учащихся начальных классов – учебная деятельность, а для вас, подростков, что будет являться ведущим видом деятельности?

Учащиеся:

Общение

Ведущий : Сформулируйте тему нашего занятия?

Учащиеся формулируют тему занятия:

Общение без слов, т. е. невербальное общение

Ведущий :

Какую цель мы будем достигать?

Учащиеся:

· знакомство с неречевыми (невербальными) средствами общения

· попробовать самим общаться невербально

Ведущий :

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Без него невозможно функционирование человеческого общества, никакая деятельность без общения не осуществима.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Неслучайно народная мудрость гласит «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь».

К людям, непринужденно вступающим в контакт и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными – «буками» - стараемся контактировать как можно реже.

Мы с вами ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.

Все способы общения можно разделить на 2 группы:

· общение при помощи слов носит название вербального общения,

· все остальные способы называются невербальными

Ведущий :

Психологами установлено, что от 60% до 80% информации человек получается за счет невербальных (неречевых) средств общения.

Ведущий :

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека. Например, у детей невербальные сигналы читаются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, национальность. По мнению английского психолога на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции 1 раз, итальянец – 80 раз, француз – 120 раз, мексиканец – 180 раз.

Кроме того, у разных народов один и тот же жест может трактоваться по-разному: «большой палец правой руки опущенный вниз» -

у англичан – неодобрение

у римлян – наказание

у русских – отсутствие

или «покачивание головой из стороны в сторону» -

у русских – нет

у болгар – да

Ведущий делает вывод:

 Необходимо быть внимательным при трактовке невербальных средств.

Мимика – одно из средств осуществления невербального общения (движение мышц лица) связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит.

Упражнение (повернувшись лицом друг к другу):

1. Посмотрите, как смотрят:

·    Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

·    Папа после родительского собрания

2. Улыбнитесь, как улыбаются:

·    Очень вежливый японец;

·    Кот на солнышке;

·    Само солнышко;

3. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

·    Учитель, недовольный ответом ученика;

·    Человек, желающий скрыть свою улыбку.

Ведущий :

Зрительный контакт - собеседники смотрят друг на друга от 30% до 60% во время беседы. Говорящий человек обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он слушает. Если взгляд говорящий переводит на партнера, а потом на какой – либо предмет, а потом наоборот, это означает, что он еще не закончил говорить. При окончании мысли обычно смотрит в глаза собеседнику как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.

Упражнение «Перестройся по росту»

Инструкция: Представьте на время, что вы слепо-глухо-немые, для этого надо закрыть глаза и рот. В таком состоянии вам необходимо построиться в шеренгу по росту.

Рефлексия:

1. Легко ли вам было?

2. Все ли соглашались на перестановку по вашей воле?

3. Какие чувства вы испытывали, когда ваше мнение не совпадало с мнением других.

Вывод: Более 80% информации человек получает через зрение.

Упражнение  «Карниз».

Инструкция: Все участникам предлагается встать в шеренгу. Они являются карнизом. Один из участников – Ведущий. Он должен к каждому стоящему в шеренге встать лицом, носок в носок. В случае необходимости, Ведущий может удерживать равновесие, держась за «карниз».

Рефлексия:

Всегда ли вы чувствовали себя комфортно в непосредственной близости?

Что вам хотелось сделать?

Какие дистанции вы предпочитаете соблюдать с разными категориями людей: родителями, одноклассниками, друзьями, незнакомыми людьми.

Ведущий : Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика.

Выделяют 4 дистанции в общении:

1. интимная (от 0 до 45 см) проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям, она особо охраняется человеком

2. личная (от 45 до 120 см) используется в повседневном общении среди знакомых людей

3. социальная (от120 до 400 см) для встреч с незнакомыми или малознакомыми людьми

4. общественная (публичная) (от 400 до 750 см) например, лектор в аудитории.

Ведущий : Подводя итог занятию необходимо отметить:

1. Существуют невербальные средства общения, они многочисленны и разнообразны. Мы познакомились с самой малой частью этих средств.

2. Невербальные элементы обогащают, дополняют речь, делают ее яркой, насыщенной

3. При чтении невербальных средств необходимо учитывать национальные особенности, учитывать факторы здоровья.

Рефлексия всего занятия

Упражнение «Прогноз погоды»

Инструкция: Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом. Может быть мы не выспались. У нас по каким – то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на какое-то время. Как дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветряная, снежная, солнечная, ясная..

Возьмите бумагу, ручку и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «Светит солнце», «Идет дождь» и т. д.

Ведущий

Спасибо вам большое, что вы пришли и приняли участие в нашем занятии. Хорошего настроения и приятного общения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.