Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анаксимандр (610 г. до н.э.– после 547 г. до н.э.)



    Диоген Лаэрций называет Анаксимандра, сына Праксиады, родственником, учеником и преемником Фалеса.

Анаксимандру принадлежит первое философское произведение «О природе», написанное прозой (546 год до н. э. ), он «творец первой системы философии» (Гомперц).

В астрономии Анаксимандр высказал идею бесконечности миров, в математике - первую систематизацию основных положений геометрии, в географии – первая географическая карта, где было изображение всей поверхности земли согласно тогдашним представлениям (фактически, глобус).

Анаксимандру приписывают введение в Греции гномона (инструмент, служащий для определения полудня и солнцестояния) и солнечных часов.

    Анаксимандр выдвинул гипотезу происхождения человека. Первые животные вышли из воды и были покрыты чешуей. Когда они выходили на сушу, чешуя лопалась, и они принимали нынешний облик в соответствии с образом жизни. Люди родились в чреве гигантской рыбы в виде утробных зародышей и были там до возмужалости, далее они разорвали рыбу, вышли на сушу, где уже кормились сами.

Архе

    Анаксимандру приписывают первую постановку философской проблемы. Он пришёл к выводу, что в основе вещей лежит нечто неизменное и в качестве первоначала – архе назвал апейрон, но уже в древности возник вопрос: «Что представляет собой апейрон? ».

Предлагают четыре решения «анаксимандрова вопроса»:

1. апейрон – механическая смесь всех вещей.

2. апейрон – нечто среднее между элементами, нечто междустихийное (метаксю).

Аристотель 1) среднее между огнём и воздухом, 2) среднее между водой и воздухом, 3) огнём и водой.

3. апейрон – будущая Платоно – Аристотелевская материя, заключающая в себе все вещи потенциально.

4. апейрон – нечто совершенно неопределённое.

Ни одно из решений не представляется удовлетворительным.

В греческом языке не было этого слова («апейрон» – производное существительное от прилагательного «аперос» – бесконечное, беспредельное, безграничное), перед нами первая философская категория.

Стихии взаимопревращаются друг в друга, значит, ни одна из них не является архе. Архе, по Анаксимандру, может быть только нечто неизменное, нечто беспредельное, из чего возникают все небеса и миры (Симплиций). Из апейрона рождаются вещи, в него же и уничтожаются «в наказание и искупление, какое они платят друг другу за неправду, по определенному порядку времени (Трубецкой)».

Космология

    Земля висит в центре космоса. По форме Земля – сплющенный шар или цилиндр, высота которых равна трети основания. Её окружают три кольца: 1) самое близкое к земле кольцо - кольцо звёзд, 2) среднее - кольцо Луны, 3) самое дальнее - кольцо Солнца. Эти кольца покрыты воздушными оболочками, в оболочке есть отверстия, в которые прорывается огонь. Этот огонь и есть звезды, Луна и Солнце.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.