Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Миф как форма культуры



 

https: //otherreferats. allbest. ru/culture/00199265_0. html

Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление найти и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д. ). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой.

Одной из древнейших форм культуры является система мифов. Возникая в ходе реализации одной из важнейших возможностей человека, воображения, мифы выполняют в обществе многие важные функции, в значительной степени определяя мышление и регулируя поведение людей. К. Г. Юнг считал, что мифы составляют содержание коллективного бессознательного в любом обществе. Мифы являются разновидностью иллюзий. Они могут возникать спонтанно, а также создаваться целенаправленно для манипуляции сознанием и - через него - поведением людей.

 

Мифотворчество - свойство человеческого сознания вообще. Миф формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека, он близок к его биологической природе. Миф возникает на основе способностей человека верить и воображать, фантазировать. Мифотворчество удовлетворяет одну из фундаментальных и самых жгучих потребностей человека, а именно потребность понимать и объяснять мир, создавая его картину. Эта потребность возникает потому, что человек наделён интеллектом и сознанием. Когда нет объективных, рациональных оснований, человек объясняет мир с помощью эмоций, подражания и т. д. Используя фантазии и воображение, а также способность верить, человек объясняет себе самые различные явления и процессы в природе и в обществе, назначает различным предметам и явлениям символические смыслы.

 

1. Миф как форма культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы: о сотворении мира; об основании древних государств и городов; о поступках культурных героев; о месте человека в мире и его назначении; происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения. Поэтому выделяют следующие виды мифов:

1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира.

Это основной миф всех народов. Его описание начинается с повествования о хаосе (не-времени и не-пространстве): человечеству важно знать или представлять, откуда произошел мир, как были сформированы его законы. Основные мотивы космогонических мифов: создание вселенной из хаоса, разделение света и тьмы, сотворение растений, животных и, наконец, человека. Самой известной в современной культуре является религиозная концепция творения мира (вспомним, например, христианский миф о сотворении Богом мира за шесть дней), однако существуют и другие. дорелигиозные мифы. Так, например, в древнеегипетской культуре мы находим предание о том, что некогда существовал древний океан Нун, из которого вышел бог солнца Ра. Согласно легенде, Ра произвел на свет богов-покровителей различных стихий: Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо).

О Хаосе как о состоянии Вселенной до ее упорядочения говорит и древнегреческий миф. Хаос первичен, из него появляются боги Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и по некоторым источникам Эрос (Любовь).

В славянской мифологии мы также сталкиваемся с космогоническими представлениями. Так, например, известен миф о яйце, из которого вышел Бог.

Говоря о космогонических мифах, нельзя не отметить особую символику яйца: подобно славянскому богу, из яйца вышла также почитаемая в шумеро-аккадской мифологии богиня Иштар; яйцо нес во рту древнегреческий прародитель вселенной Хаос. В индуистской мифологии яйцо Хираньягарбха является первоосновой вселенной Брахмы. Новозеландские племена, согласно мифу, происходили из яйца, снесенного морской птицей. Таким образом, в традиционных культурах яйца было символом начала и одновременно бессмертия.

Космогонические мифы, таким образом, представляют собой комплекс представлений различных народов о происхождении мира. Эти представления зачастую схожи между собой, несут одинаковую знаковую нагрузку, не смотря на то, что могли формироваться в различных частях света.

2. Солярные мифы - это мифы, главным персонажем которых является солнце.

Солярные мифы отражают две группы представлений людей - о борьбе солнца со злом и о смене времен года.

Особо значительным был культ солнца в древнем Египте: солнечный бог Ра управлял многими процессами, происходящими в жизни людей. Так, например, периоды засухи сопровождались мифом о наказании людей солнцем (миф повествует о том, что когда Ра состарился, люди перестали его уважать. Тогда он наслал на мир свою дочь Тефнут, которая в облике львицы истребила людей).

В славянской культуре солнце играло значительную роль в связи с сельскохозяйственными процессами, почиталось как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. Одним из распространенных символов солнца был коловрат (или солнцеворот).

Солярная символика многих народов представлена свастикой - она украшала оружие, предметы быта, одежду, встречалась при оформлении церквей и домов. Большинство культур воспринимали свастику как позитивный образ, символ движения жизни. Лишь в XX веке свастика получила статус главного символа нацизма и гитлеровской Германии, с тех пор имеет устойчивые отрицательные ассоциации.

3. Лунарные мифы - мифы, одним из главных героев которых становится Луна (Месяц).

В сибирских шаманских мифах Луна ассоциируется с ночной, тёмной, а Солнце - с дневной, светлой половиной мира. У чукчей с Луной связываются кэле - существа, приносящие зло людям. В китайской мифологии также имеется данное противопоставление: Луной управляет сила Инь (женское темное, прохладное начало), а Солнцем - Ян (светлая и горячая сила).

Постепенно, с развитием общества, лунарные мифы теряют свою значимость, однако символика Луны привлекает внимание представителей романтического и символического течений в европейском и русском искусстве. Соединяясь с символикой Ночи, Луна олицетворяет собой Тайну, колдовство, одиночество и печаль.

4. Эсхатологические мифы - мифы о конце света.

Мифы о мировой катастрофе характерны для большинства древних культур; большинство из них связаны с виной человечества перед великим божеством. Представления о гибели мира в архаичных мифологиях, по-видимому, происходят из календарных мифов о гибели и воскресении природы. Впоследствии к ним добавились повествования о борьбе добра и зла, таким образом, положив начало этической традиции. Вселенская катастрофа призвана избавить мир от многочисленных бед, созданных самим человеком. Особенно ярко эта идея прослеживается в христианской эсхатологической традиции: так, например, откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) повествует о событиях, которые будут предшествовать второму пришествию Христа (особую роль в Откровении играет описание катаклизмов и чудес).

На протяжении мировой истории различные культуры моделировали свой вариант «конца света»; особую роль эсхатологические представления приобрели в XX и XXI веках в связи с идеей экологической катастрофы и технократической гибели планеты.

 

В современной литературе понятие «миф» обладает определенной полисемией. В традиционном понимании миф - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как уникальный и универсальный способ человеческого мирочувствования.

«Существование множества социальных мифов, так называемых «мифов обыденного сознания», мифов науки и прочего заставляет согласиться с тем, что природа мифа неизмеримо глубже, чем это принято считать в фольклористических теориях и в теориях «традиционных» мифов, и что проявления мифа не ограничиваются каким-либо одни временем и какой-либо одной определённой культурой. Более того, проявления мифа не ограничиваются проявлениями мифологического мировосприятия, доминирование которого определяет специфику древних культур и своеобразное «инобытие» которого обнаруживается в фольклоре культур более поздних. Миф вообще оказывается не чем иным, как базисным коллективным представлением или же совокупностью базисных коллективных представлений - таким образом, что всякая культура и всякое общество необходимо основывается на своей совокупности таких представлений. Иными словами, миф оказывается обязательным фундаментом всякой культуры и всякого типа социальности, обосновывающим их и обеспечивающим психологическую защиту человека, включённому в эту культуру и являющемуся членом этого общества.

Вера в тот или иной миф есть главный признак принадлежности человека к миру той или иной культуры.

У человека есть миф, стало быть, есть смысл. И в этом - высшая истина мифа, многократно перекрывающая вопрос о его соответствии некоей объективной истине. Именно это обстоятельство и объясняет, почему любой миф обладает чрезвычайно высокой энергией сопротивления по отношению к каким угодно фактам и событиям. »

 

Философы и культурологи давно стремились раскрыть природу мифа, его социальную роль, присущие ему экзистенциальные и общественные функции.

Многие античные материалисты отрицали познавательные качества мифа. Они полагали, что подлинное толкование природы возникает на почве рассудочного познания. В этой системе рассуждения миф был равнозначен вымыслу. Вот почему в просветительскую эпоху это воззрение воскресло.

Однако другие древние философы относились к мифу с большим доверием. Платон, например, использовал мифы как художественные иллюстрации своего собственного философствования. Также в XVII в. относился к мифам и Ф. Бэкон, который в то же время видел в мифе историческую форму миропостижения.

Позже философы обратили внимание не только на то, что миф может заключать в себе прозрение или заблуждение. Они стали писать о социальной роли мифа, раскрывая его значение как средства консолидации общества. Миф, по их мнению, обеспечивает единомыслие в общине, проясняет протяженность истории. В XVIII в. попытку историко-социологической интерпретации мифа предпринимает философ Дж. Вико. Он связывает развитие общества с особенностями эволюции мифа.

Появление культурно-антропологических школ и направлений содействовало сравнительному анализу мифов, обнаружению присущих им типологических черт. Выяснилось, что нет такого природного явления или феномена человеческой жизни, которые не могли бы быть мифологически интерпретированы и не допускали бы такого истолкования. Все попытки различных школ сравнительной мифологии как-то объединить мифологические сюжеты, свести их к одному типу были обречены на провал.

С другой стороны, несмотря на разнообразие и разнородность мифов, мифотворческая функция по сути своей однородна. Антропологи и этнологи постоянно поражаются сходству элементарных сюжетов, из которых построены мифы, при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют так называемое сакральное (священное) время.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.