Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Танцы народов Поволжья». Народы Поволжья. Танцы народов Поволжья



 

 

 

Доклад по ритмике

«Танцы народов Поволжья»

Никанорова Евгения

Ученика 2Б класса

 

Народы Поволжья

Заселение русскими Поволжья началось во второй половине XVI в., когда стали раздавать поместья и вотчины служилым людям из северных районов края. Большую часть переселенцев составляли выходцы из Московского государства. Первыми на свой страх и риск направлялись в Поволжье разные искатели приключений, «гулящие» люди и бродяги, надеясь на привольное житье подальше от назойливого присмотра властей и господ. Оседлая русская диаспора в Заволжье сложилась постепенно к XVIII в., чему способствовало строительство Оренбургской защитной линии от степных кочевников. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. привело многих из них в поисках свободных плодородных земель на юг региона. Переселенцы из разных мест России, смешиваясь с местными народами, образовали новый тип жителя Поволжья, отличающийся от жителей центральных областей страны.

Танцы народов Поволжья

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография как одна из наименее исследованных областей фольклористики в наши дни требует к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального.

При анализе танцевального фольклора народов Поволжья следует помнить, что их издревне связывало культурное родство. На начальном этапе формирования этих народностей существенную роль играла общность происхождения, географические связи. В эпоху Булгарского царства, татаро-монгольского нашествия и в период Казанского ханства значительно усилилось взаимодействие различных этнических групп на этой территории. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. Мордовский Келу моляк похож на русский Семик; Коляда схожа с русской Колядой; в мордовской свадьбе встречается немало одинаковых обрядов с русской, например, обычай встречи молодых в вывороченной шубе с караваем, осыпание их хмелем. Очень похожи музыкальные наигрыши.

Этнокультурное взаимодействие народов Поволжья хорошо прослеживается в их материальной культуре. Узорное ткачество марийцев перекликается с традициями соседних башкир и татар. Общие черты характеризуют одежду низовых чувашей и татар, много общего у этих народов в металлических украшениях женщин и девушек.

 

Башкиры

История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: " В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся".

В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обдадают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т. д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как " Ос таган" (" Треножник" ), " Ос мойош" (" Три угла" ) и др

Коллективные пляски к концу Х1Х- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников " Воронья каша", " Кукушкин чай". бььь Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие " дроби" и т. д".

Калмыки

Широкое распространение танцевального искусства опирается на свойственное калмыцкому народу природное чувство ритма. Народные танцы обычно начинались с пения одного-двух куплетов в со- провождении домбры. Танцор, стоя на месте лицом к домбристу, опираясь одной рукой в бок, другой делал различные движения. Затем он танцевал, ускоряя темп. Возвратившись к исходному положению, легким прикосновением руки к плечу приглашал танцевать следующего исполнителя.

Существуют такие шуточные подражательные танцы, как тула би – танец зайца, во время исполнени танцор складывал перед грудью обе руки в виде заячьих лапок, втягивал в себя щеки, демон стрируя острую заячью мордочку. Этот танец, как и все подражательные танцы, как правило, исполнялся мужчиной.

Тек би – танец козла отличали высокие прыжки во всех направлениях и громкое блеяние. Для тогруна би – танца журавля и шовуна би – танца цапли характерны взмахи руками, как крыль- ями, передача состояния полета, осторожная птичья походка на высоких полупальцах.

Танцы чаще всего сопровождались игрой на домбре (одной или нескольких) и похлопыванием окружающих. Так как часто танец выливался в соревнование солистов, то их подбадривали восклицания- ми «хядрис», «харсля» «авад од» – живей, быстрей, энергичней.

Мордва

У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли».

Этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии. Медвежьи пляски в свадебном обряде у мордвы связаны с ряженьем, в них участвуют, как правило, женщины. Танцоры «медвежьих плясок», изображая лесного зверя, делают мелкую «топотню» – «переступание» ног на месте, поддерживают ритм неуклюжими, но выразительными движениями рук. Подражательная пластика танцоров выражается не только хлопками в ладоши, но даже тогда, когда они выполняют с наклоном корпуса и головы вперед своеобразное «лягание», «брыкание», «бодание», «виляние».

 

Чуваши

 

Чуваши действительно любят музыку, к тому же они и плясуны. Посмотрите, например, на веселья низовых чуваш Буинского уезда Симбирской губернии, и вы обязательно увидите несвойственные русскому народу пляски и услышите особенные музыкальные звуки. Чуваши преимущественно пляшут на свадьбах, увеселительных вечерах (сурaх-ури тытнa-каc, кeшерни-каc, хeр-сaрире) и прочих гуляньях. На эти торжества всегда приглашают музыкантов: скрипачей, гусляров, пузырщиков и др., которые играют на своеобразных инструментах чисто национальные мотивы, приятные для чуваш. Под аккомпанемент скрипок, гуслей, пузырей и пр. чуваши и исполняют национальные пляски, которые, как мне известно, вовсе не похожи ни на русские, ни на польские, ни на татарские.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.