Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мани Дж., Такер М.



Ориентация [1]

Когда вы читаете о взрослом мужчине, который стал женщиной, задумываетесь ли вы о том, кем являетесь сами – мужчиной или женщиной? Конечно же, нет. Задолго до того, как вы научились читать, вы уже знали, мальчик вы или девочка. И если вы не являетесь одним из немногих исключенийиз почти универсального правила, то этот вопрос никогда серьезно вас не занимал – даже если временами вы страстно желали принадлежать к противоположному полу. Если хоть что-нибудь кажется нам неоспоримым жизненным фактом или абсолютной истиной – так это наша принадлежность к определенному полу.

Но когда вы встречаете или, может быть, видите по телевизору кажущуюся вполне нормальной привлекательную женщину и узнаете, что в детстве она была мальчиком, а перед тем, как стать женщиной, успела поработать и отслужить в армии в качестве мужчины, жениться на женщине и родить с ней детей, то что вы об этом думаете? Вы можете задать себе некоторые вопросы, например: она на самом деле женщина или на самом деле она все-таки осталась мужчиной? Что означает «на самом деле»? Можно ли превратить мужчину в женщину или женщину в мужчину с помощью гормональной терапии, хирургической операции на половых органах, переодевания или гримирования? Мой пол таким образом изменить нельзя, так как же этот человек может быть женщиной? Но если она на самом деле все-таки мужчина, то что делает ее мужчиной? Что же все-таки значит быть мужчиной и что значит быть женщиной?

После нескольких минут подобных размышлений ваши мысли, скорее всего, переключатся на ваши собственные заботы. В конце концов, ваша жизнь и так достаточно сложна, и драматические дилеммы транссексуалов не относятся к числу наших проблем. Тем не менее, вопрос о том, что значит быть мужчиной или женщиной, имеет самое прямое отношение к вашей жизни, стоит лишь разобраться в том, каковы ваши собственные заботы.

Может быть, вы влюбились или разлюбили? Или вы думаете, что ваша любовная жизнь и дружба должны приносить вам больше удовлетворения? Возможно, вы подозреваете, что теряете нечто из-за того, что не спите – или спите – со всеми без разбору? Знаете ли вы, как следует относиться к тому, что кто-нибудь – например, ваш маленький ребенок, подросток или вы сами – занимается мастурбацией? Не беспокоит ли вас, что ваш маленький сын любит играть в куклы и не умеет за себя постоять или ваша дочка терпеть не может кукол и никому не дает спуску? Может быть, вы ждете ребенка и надеетесь, что родится мальчик, или, наоборот, мечтаете о девочке? Не сомневаетесь ли вы в полезности уроков полового просвещения и не беспокоитесь ли, что учитель-гомосексуал совратит вашего ребенка? Раздражают ли вас длинноволосые юноши и подстриженные «под мальчика» девушки? Может быть, вы когда-то испытывали мимолетные гомосексуальные импульсы или влечение к инцесту и теперь вас преследует страх, что это признаки латентной перверсии? Вас расстраивает, что ваш ребенок-тинэйджер хочет жить в коммуне или со своей подружкой (или приятелем)? Считаете ли вы, что стиль «унисекс» лишает людей радости, которую можно получить от своей половой принадлежности? Не ощущаете ли вы дискомфорта, думая о том, что зарплата вашей жены больше, чем ваша? Может быть, вас сердит мужской шовинизм вашего мужа или начальника? Вам любопытен «свинг» (обмен половыми партнерами)? Страшит ли вас мысль о менопаузе и боитесь ли вы старости, лишенной радостей секса?

В основе всех этих повседневных забот лежит вопрос о том, что значит быть мужчиной ил и женщиной. Какими бы далекими от медицинских проблем транссексуализма ни казались эти заботы, именно благодаря усилиям ученых, желающих помочь транссексуалам и другим людям неопределенного пола, мы начинаем получать ответы на многие вопросы.

Эти ответы важны для вас, потому что ваше самосознание, ощущение уникальности собственной личности – ваша идентичность – является сутью вашего существа, а в ее основе лежит ощущение себя мужчиной или женщиной, то есть ваша гендерная идентичность. Это ядро вашей идентичности, залог вашего эмоционального здоровья. Гендерная идентичность остается с вами, когда вы любите, ненавидите, работаете, играете и строите свои отношения с другими людьми. Ваша гендерная идентичность накладывает свой отпечаток на все, что вы думаете и чувствуете, делаете и говорите. Ваше понимание себя и других основано на вашем понимании того, что означает – для вас и для других – быть мужчиной или женщиной. < …>

Сначала было сделано простое предположение о том, что существуют две совершенно разные дороги: одна из них ведет от комбинации половых хромосом XY при зачатии к развитию по мужскому типу, а другая – от комбинации половых хромосом XX при зачатии к развитию по женскому типу. Но всегда существовавшие исключения из этого правила – гермафродиты, трансвеститы, транссексуалы и гомосексуалы – озадачивали исследователей и ставили перед ними трудные вопросы; стараясь помочь таким людям присоединиться к тому или иному полу и при этом чувствовать себя комфортно, ученые постепенно раскрывали другую картину. На самом деле нет двух путей, а есть одна дорога со множеством развилок, где каждый из нас может повернуть в «мужском» или «женском» направлении. Человек становится мужчиной или женщиной постепенно. Большинствоиз нас спокойно поворачивают на каждой из развилок в одном и том же направлении – «мужском» или «женском». Но если бы не было людей, которые совершают неожиданный поворот на каком-либо этапе пути, то эти развилки не были бы нанесены на карту.

В наше время такая карта необходима как никогда прежде, потому что из-за радикальных изменений в культурных определениях мужского и женского рушатся устои нашей жизни. Правда, в различных обществах эти определения всегда были различными, и даже в одном и том же обществе определения меняются вместе со сменой эпох, но сейчас скорость изменений настолько возросла, что мужчинам и женщинам чрезвычайно трудно найти общий язык. Применительно к полам будущий шок перестал быть будущим, он – наше настоящее.

Некоторые считают, что происходящее сейчас разрушение обычных отношений между полами – это временная буря, значение которой преувеличено сверх всякой меры молодежью, ищущей острых ощущений, плохо приспособившимися к новой ситуации людьми и любителями экспериментов, идущих вразрез с общественной моралью (libertines). Люди, поддерживающие такую точку зрения, говорят, что всегда было два пола и все выработанные обществом определения поведения, надлежащего представителям каждого пола, обычновызывали бурные дебаты и потоки слез, которые человечество успешно выдерживало. Тем, кто придерживается таких взглядов, лучше выбрать для себя другую книгу. Нынешнее потрясение основ выгнано мощными силами, которых долгая история человечества до сих нор не знала.

Пункт 1: «Плодитесь и размножайтесь» – первая заповедь выживания видов – внезапно стала формулой, угрожающей благополучию человечества.

Пункт 2: Впервые в истории контрацепция – средство отделения сексуальной игры от репродукции, рекреационного секса от прокреации – стала доступной всем жителям страны, мужчинам и женщинам, молодым и старым, одиноким и состоящим в браке, бедными богатым.

Пункт 3: Уже в течение более 100 лет средний показатель возраста полового созревания уменьшается примерно на одни год за поколение. За счет того, что достижение половой зрелости происходит все раньше, а приобретение социального статуса взрослого человека – все позже, в нашем обществе юность превращается из короткого переходного периода в существенный этап жизни, для которого характерны особые сексуальные потребности.

Пункт 4: Большая часть тяжелой и нудной работы, обычно распределявшейся по половому признаку, сейчас выполняется машинами, которыми одинаково хорошо управляют как мужчины, так и женщины.

Пункт 5: Столетие назад формула «пока смерть не разлучит нас» означала для молодоженов примерно 20 лет совместной жизни, которых едва хватало на то, чтобы вырастить детей; сейчас это вполне может быть полвека.

Эти и другие, менее заметные силы толкают нас к радикальной переоценке представлений о том, что значит быть мужчиной или женщиной. Правится вам это или нет, но мы живем в эпоху сексуальной революции, которая изменяет нашу жизнь. Мы не можем довольствоваться старыми ответами на свои вопросы и не должны преграждать путь первопроходцам, ищущим новые способы решения этих беспрецедентных проблем.

Первооткрыватели новых стилей половой жизни считают свои эксперименты попытками избежать лицемерия, поиском честности, без которой жизнь является тяжким бременем. Консерваторы расценивают подобное экспериментирование как угрозу нравственности и атаку не только на общество, но и на их собственную половую идентичность. Представители обоих лагерей опасаются, что изменения в определениях мужского и женского могут привести к стиранию столь ценимых различий между полами, в результате чего все мы превратимся либо в бесполых зомби, либо в двуполых людей, которые подобно акробатам могут «перепрыгивать» из одного пола в другой.

Большинство людей реагируют на эксперименты в области сексуальных отношений как на угрозу лично для себя по той причине, что постоянное взаимодействие между индивидом и обществом способствует устойчивости обоих участников взаимодействия. Культурные стереотипы, в том числе и гендерные стереотипы, то есть общественные представления о том, что значит быть мужчиной или женщиной, способствуют сплочению общества. Они воплощают в себе генеральные соглашения, которые позволяют группе людей сотрудничать. Например, без языкового стереотипа, то есть конвенции о том, какой смысл приписывается каждой из огромного количества комбинации различных звуков, не может быть общего языка. В гендерных стереотипах воплощены конвенции о том, какие роли надлежит исполнять мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам. Они являются матрицей, в рамках которой формировались ваши собственные представления о том, что значит быть мужчиной или женщиной, – ваши гендерные схемы обретали форму. Если ваша схема соответствует стереотипу, то общество поддерживает ваше чувство идентичности, и наоборот, изменение стереотипа подрывает ваше чувство «Я». Сила ощущаемых вами «ударов» зависит от того, насколько жестки ваши схемы. Их можно сравнить с позвоночником, поскольку они должны быть достаточно жесткими, чтобы поддерживать вас, но при этом достаточно гибкими, чтобы можно было маневрировать. Оптимальный компромисс между ригидностью и лабильностью зависит от того, какое действие вы намерены совершить, насколько вы нуждаетесь в поддержке и какого рода толчки вам приходится смягчать.

Ваши гендерные схемы лежат в основе нашей гендерной идентичности/роли. В этой книге совсем немного технических терминов, но такие понятия, как «гендерная идентичность» и «гендерная роль» необходимо усвоить. Эти термины были введены совсем недавно, поэтому не все понимают их одинаково. Гендерная идентичность – это ваше ощущение себя в качестве мужчины или женщины. Гендерная роль – это все что выражает ваше ощущение себя в качестве мужчины или женщины. В гендерную роль входят все ваши мысли, чувства, слова и поступки, которые указывают – вам самим и другим людям – на то, что вы мужчина или женщина. Гендерная идентичность и гендерная роль – это не два различных понятия, а различные аспекты одного явления, как две стороны одной монеты. Ваша гендерная идентичность является внутренним переживанием нашей гендерной роли; ваша гендерная роль выражает нашу гендерную идентичность. Единство этих двух аспектов подчеркивается термином «гендерная идентичность/роль».

Хотя наша гендерная идентичность/роль более или менее соответствует культурному стереотипу для вашего пола, в ней также отражены биографические события вашей жизни, особенности нашей телесной и психической конституции, так же как ваша речь более или менее соответствует культурному стереотипу, но также отражает особенности строения вашего организма, обстоятельства, при которых вы учились говорить, полученное вами воспитание и особенности нашей личности. Непрерывное взаимодействие между обществом и индивидом постоянно вызывает изменения с той и другой стороны.

Взросление – это главным образом процесс формирования, необходимый для того, чтобы влиться в общество, и этот процесс жизненно важен, поскольку никто из нас не выжил бы, не будучи членом какого-либо общества. Если культурные стереотипы общества слишком ригидны, то общество препятствует развитию своих членов и начинается стагнация, потому что ригидные стереотипы могут калечить людей так же сильно и необратимо, как прежде калечили стопы китайским женщинам: чтобы ножки оставались маленькими, их туго перебинтовывали. Но если стереотипы слишком аморфны, то общество не может обеспечить своих членов инструментами, необходимыми для сотрудничества, и вскоре распадается. Свойственная культурным стереотипам тенденция сопротивляться изменениям очень важна для сохранения общества, но гибкость необходима для сохранения здоровья как всего общества, так и отдельных его членов. Перед обществом стоит задача создания стереотипов, достаточно устойчивых для обеспечения возможности сотрудничества и достаточно гибких, чтобы не препятствовать индивидуальному развитию. Некоторых людей возмущают эксперименты по созданию новых стилей жизни, что можно объяснить двумя причинами: они боятся, что ослабление стереотипов приведет к разрушению общества и что из-за радикального изменения стереотипов их собственное чувство идентичности лишится необходимой поддержки.

 

 


[1] Мани, Дж. Ориентация / Дж. Мани, П. Такер // Сексология; под ред. Д. Н. Исаева. СПб.: Питер, 2001. С. 126–133.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.