Задания к модулю 3
Задания к модулю 3
ФИО______________________________________________________
Задание к модулю №3. Используя материалы учебного модуля №3 и рекомендуемой литературы, приведенной в конце учебного модуля:
1. Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета ряда факторов. Перечислите эти факторы:
1) оптимальные возрастные границы, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;
2) продолжительность систематической подготовки для достижения этих результатов;
3) преимущественная направленность тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;
4) паспортный возраст, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологический возраст, в котором началась специальная тренировка;
5) индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его мастерства.
2. Укажите знаком «+» в таблице сенситивные (чувствительные) периоды ростовесовых показателей и воспитания физических качеств у юных спортсменов
Физические качества
| Возраст (лет)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рост
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
| Вес
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
| Сила (максимальная)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| Быстрота
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| +
| +
| +
| Скоростно-силовые способности
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| Выносливость (аэробные возможности)
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| Скоростная выносливость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| Анаэробные возможности (гликолитические)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| Гибкость
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
|
| Координационные способности
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| Равновесие
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
3. Заполните таблицу «Этапы многолетней подготовки спортсмена и их основные задачи».
Этапы многолетней подготовки
| Основные задачи отдельных этапов (направленность)
| Этап
предварительной
подготовки или
спортивно-
оздоровительный
этап.
| Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
Овладение основами техники выполнения
физических упражнений.
Приобретение разносторонней физической
подготовленности на основе занятий
различными видами спорта.
Привитие интереса к занятиям спортом.
Воспитание волевых качеств.
Определение вида спорта для последующих
занятий
| Этап начальной
спортивной
специализации
или этап
начальной
подготовки.
| Достижение всесторонней физической
подготовленности.
Овладение основами техники избранного
вида спорта и других физических
упражнений.
Воспитание основных физических качеств.
Приобретение соревновательного опыта
путем участия в соревнованиях в различных
видах спорта (на основе многоборной
подготовки).
Определение спортивных задатков и
способностей (спортивная ориентация).
Уточнение спортивной специализации.
| Этап углубленной
специализации
в избранном
виде спорта или
учебно-тренировочный этап.
| Совершенствование техники избранного
вида спорта и специальных физических
качеств.
Повышение уровня подготовленности.
Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств.
| Этап спортивного
Совершенствования.
| Совершенствование техники избранного
вида спорта и специальных физических
качеств.
Повышение тактической подготовленности.
Освоение должных тренировочных
нагрузок.
Достижение спортивных результатов,
характерных для зоны первых больших
успехов в данной специализации
(норматива мастера спорта).
Совершенствование соревновательного
опыта и психической подготовленности.
|
4. Заполните таблицу «Типы микроциклов в спортивной тренировке и их характеристика»
Тип микроцикла
(названия)
| Характеристика отдельных микроциклов
| Втягивающие микроциклы
| Характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и
направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
| Базовые микроциклы (общеподготовительные).
| Характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуляция адаптационных процессов
в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки (Волевая подготовка - система
воздействий, применяемых для формировния и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств целеустремленность, решительность, смелость,
настойчивость, стойкость и т. д. )
В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
| Контрольно-подготовительные микроциклы.
| Делятся на специально-подготовительные и модельные. Специально-подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого
уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного
регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за
уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного
двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более
высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на
заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
| Подводящие микроциклы.
| Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут
решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
| Восстановительные микроциклы.
| Обычно завершают серию напряженных
базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это
обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
| Соревновательные микроциклы.
| Имеют основной режим, соответствующий
программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов
определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом
стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие
название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных
адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее
интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и
психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и
соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
|
5. Заполните таблицу «Типы мезоциклов в спортивной тренировке и их характеристика»
Тип мезоцикла
(названия)
| Характеристика отдельных мезоциклов
| Втягивающие мезоциклы.
| Постепенное подведение
спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или
восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов
в тренировочном процессе.
| Базовые мезоциклы.
| В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по
объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Составляют основу подготовительного
периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств
и навыков, утраченных в ходе стартов.
| Контрольно-подготовительные мезоциклы.
| Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально
приближенных к соревновательным. Характеризуются, как правило,
высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.
| Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы.
| Предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его
технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима
предстоящего соревнования.
Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как
правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки,
который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от
пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.
| Соревновательные мезоциклы.
| Структура этих мезоциклов определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов.
В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
| Восстановительный мезоцикл.
| Составляет основу переходного периода и
организуется специанапряженно напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.
| 6. Запишите в таблицу названия периодов и этапов годичного цикла спортивной тренировки, укажите их основные задачи (направленность) и продолжительность (на примере избранного вами вида спорта)
Период годичного цикла
(название)
| Этапы периода
(название)
| Продолжительность периода (этапа)
| Задачи каждого периода и его этапов
| Подготовительный период.
| Общеподготовительный (базовый) этап
| 6-9 недель.
| Подготовительный период направлен на становление спортивной формы -
создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным
соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. Основные задачи общеподготовительного этапа - повышение уровня
физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств,
лежащих в основе высоких спортивных достижений, изучение
новых сложных соревновательных программ.
| Специально подготовительный этап.
| 2-3 мезоцикла.
| На этом этапе стабилизируются объем
тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической
подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических
средств тренировки.
| Соревновательный период.
| Этап ранних стартов,
или развития собственно спортивной формы.
| 4-6 микроциклов.
| Основные задачи периода - повышение достигнутого уровня специальной
подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. На этапе ранних стартов решаются задачи повышения уровня
подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых
технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В
конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.
| Этап непосредственной подготовки к
главному старту.
| 6-8 недель.
| На этом этапе
решаются следующие задачи:
- восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и
чемпионатов страны;
- дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-
тактических навыков; - создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет
регуляции и саморегуляции состояний;
- моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и
контроля за уровнем подготовленности;
- обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех
сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью
трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.
| Переходный период.
|
| 2-5 недели.
| Переходный период направлен на снижение тренировочной нагрузки и служит активным отдыхом для организма. В нем решаются задачи по общефизической подготовке, укреплению здоровья и закаливанию организма. Он связан с фазой временного снижения спортивной формы.
|
|
|
|
|