Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания к модулю 3



Задания к модулю 3

ФИО______________________________________________________

Задание к модулю №3. Используя материалы учебного модуля №3 и рекомендуемой литературы, приведенной в конце учебного модуля:

1. Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета ряда факторов. Перечислите эти факторы:

1) оптимальные возрастные границы, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;

2) продолжительность систематической подготовки для достижения этих результатов;

3) преимущественная направленность тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;

4) паспортный возраст, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологический возраст, в котором началась специальная тренировка;

5) индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его мастерства.

 

2. Укажите знаком «+» в таблице сенситивные (чувствительные) периоды ростовесовых показателей и воспитания физических качеств у юных спортсменов

Физические качества

Возраст (лет)

Рост                 + + + +    
Вес                 + + + +    
Сила (максимальная)                   + +   + +
Быстрота         + + +         + + +
Скоростно-силовые способности           + + + + + + +    
Выносливость (аэробные возможности)         + +           + + +
Скоростная выносливость                       + + +
Анаэробные возможности (гликолитические)                       + + +
Гибкость       + + + +   + +        
Координационные способности           + + + +          
Равновесие       + + + + + + + +      

 

3. Заполните таблицу «Этапы многолетней подготовки спортсмена и их основные задачи».

Этапы многолетней подготовки Основные задачи отдельных этапов (направленность)
Этап предварительной подготовки или спортивно- оздоровительный этап. Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий
Этап начальной спортивной специализации или этап начальной подготовки. Достижение всесторонней физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки). Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации.
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта или учебно-тренировочный этап. Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение уровня подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств.
Этап спортивного Совершенствования. Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.

 

4. Заполните таблицу «Типы микроциклов в спортивной тренировке и их характеристика»

Тип микроцикла (названия) Характеристика отдельных микроциклов
Втягивающие микроциклы   Характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.  
Базовые микроциклы (общеподготовительные). Характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки (Волевая подготовка - система воздействий, применяемых для формировния и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т. д. ) В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.  
Контрольно-подготовительные микроциклы.   Делятся на специально-подготовительные и модельные. Специально-подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.  
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы. Обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы. Имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми. В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

 

5. Заполните таблицу «Типы мезоциклов в спортивной тренировке и их характеристика»

Тип мезоцикла (названия) Характеристика отдельных мезоциклов
Втягивающие мезоциклы.   Постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.  
Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.  
Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.  
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы. Предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.  
Соревновательные мезоциклы. Структура этих мезоциклов определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительный мезоцикл. Составляет основу переходного периода и организуется специанапряженно напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.

6. Запишите в таблицу названия периодов и этапов годичного цикла спортивной тренировки, укажите их основные задачи (направленность) и продолжительность (на примере избранного вами вида спорта)

Период годичного цикла (название) Этапы периода (название) Продолжительность периода (этапа) Задачи каждого периода и его этапов

Подготовительный период.

Общеподготовительный (базовый) этап 6-9 недель. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы - создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. Основные задачи общеподготовительного этапа - повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений, изучение новых сложных соревновательных программ.
Специально подготовительный этап. 2-3 мезоцикла. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки.

Соревновательный период.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. 4-6 микроциклов. Основные задачи периода - повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. На этапе ранних стартов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.
Этап непосредственной подготовки к главному старту. 6-8 недель. На этом этапе решаются следующие задачи: - восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны; - дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико- тактических навыков; - создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний; - моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности; - обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Переходный период.

  2-5 недели. Переходный период направлен на снижение тренировочной нагрузки и служит активным отдыхом для организма. В нем ре­шаются задачи по общефизической подготовке, укреплению здо­ровья и закаливанию организма. Он связан с фазой временного снижения спортивной формы.
     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.