Жанры литературы
Исторически их три: эпос, лирика и драма.
Эпические жанры:
Название
| Описание
| Роман-эпопея
| ¾ Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
¾ Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
¾ Насыщенный сюжет;
¾ Социальная проблематика.
! При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.
Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
| Роман
| ¾ Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
¾ Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
¾ Несколько сюжетных линий и временных периодов;
¾ Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.
! Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления. Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
| Повесть
| ¾ По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
¾ Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
¾ Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
¾ История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.
! В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман». Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
| Рассказ
| ¾ Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
¾ Одна четкая сюжетная линия;
¾ Минимум персонажей;
¾ Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
¾ Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.
! Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка». Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»
| Лирические жанры:
Название
| Описание
| Притча
| ¾ Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
¾ Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
¾ Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.
! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно. Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»
| Лирическое стихотворение
| ¾ Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
¾
¾ Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
¾ В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.
! Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой. Пример: Владимир Набоков, «Лилит»
| Элегия
| ¾ Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
¾ Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
¾ Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
¾ Объем — максимум средний
Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»
| Послание
| ¾ Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
¾ Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
¾ Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
¾ Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.
! К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам. Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»
| Эпиграмма
| ¾ Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
¾ По сути, является поджанром сатиры;
¾ Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
¾ Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.
! У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом. Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»
| Ода
| ¾ «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
¾ Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
¾ Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
¾ Зачастую богата на мифологические аллюзии.
! В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру. Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»
| Сонет
| ¾ По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
¾ Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
¾ Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
¾ Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).
! Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет. Пример: Франческо Петрарка, сонет 4
|
Драматические жанры:
Название
| Описание
| Комедия
| ¾ Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
¾ Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
¾ Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).
! Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией. Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»
| Трагедия
| ¾ Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
¾ Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
¾ Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
¾ Одна из целей — провести читателя через катарсис.
! В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь» Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»
| Драма
| ¾ Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
¾ Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
¾ Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
¾ Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.
! Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки. Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»
|
Лироэпические жанры:
Название
| Описание
| Поэма
| ¾ Может быть как стихотворной, так и в прозе;
¾ В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
¾ Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
¾ Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
¾ Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).
! Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет. Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»
| Баллада
| ¾ Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
¾ Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
¾ Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д. );
¾ Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.
! Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном. Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»
|
|