Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жанры литературы



Исторически их три: эпос, лирика и драма.

Эпические жанры:

Название Описание
Роман-эпопея ¾ Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев; ¾ Ярко выраженные протагонисты и антагонисты; ¾ Насыщенный сюжет; ¾ Социальная проблематика. ! При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее. Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
Роман ¾ Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни; ¾ Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий; ¾ Несколько сюжетных линий и временных периодов; ¾ Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями. ! Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления. Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Повесть ¾ По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема); ¾ Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве; ¾ Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех; ¾ История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером. ! В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман». Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
Рассказ ¾ Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере; ¾ Одна четкая сюжетная линия; ¾ Минимум персонажей; ¾ Одна проблема, которая разрешается кульминацией; ¾ Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии. ! Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка». Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»

Лирические жанры:

Название Описание
Притча ¾ Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание; ¾ Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами; ¾ Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык. ! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно. Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»
Лирическое стихотворение ¾ Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа; ¾ ¾ Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма; ¾ В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность. ! Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой. Пример: Владимир Набоков, «Лилит»
Элегия ¾ Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни; ¾ Обычно написана от первого лица и без четкой структуры; ¾ Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя; ¾ Объем — максимум средний Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»
Послание ¾ Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности; ¾ Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата; ¾ Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах; ¾ Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога. ! К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам. Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»
Эпиграмма ¾ Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению; ¾ По сути, является поджанром сатиры; ¾ Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения; ¾ Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности. ! У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом. Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»
Ода ¾ «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события; ¾ Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы; ¾ Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю; ¾ Зачастую богата на мифологические аллюзии. ! В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру. Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»
Сонет ¾ По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний; ¾ Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность; ¾ Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы; ¾ Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение). ! Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет. Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

 

Драматические жанры:

Название Описание
Комедия ¾ Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе; ¾ Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм; ¾ Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями). ! Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией. Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»
Трагедия ¾ Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях; ¾ Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок; ¾ Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним; ¾ Одна из целей — провести читателя через катарсис. ! В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь» Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»
Драма ¾ Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками; ¾ Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии; ¾ Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать; ¾ Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен. ! Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки. Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

 

Лироэпические жанры:

Название Описание
Поэма ¾ Может быть как стихотворной, так и в прозе; ¾ В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом; ¾ Богата на темы, сюжетные линии и персонажей; ¾ Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме; ¾ Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления). ! Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет. Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»
Баллада ¾ Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях; ¾ Характерная черта — напевность, музыкальность слога; ¾ Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д. ); ¾ Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит. ! Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном. Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.