|
|||
Вставные конструкции ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Вставные конструкции — вид осложнения предложения элементами, которые не являются членами предложения. Они представляют собой включенные в состав (базового) предложения слова, словосочетания, предложения, которые прерывают ход выражения мысли ассоциативно возникающими уточнениями, пояснениями, дополнениями и замечаниями. В устной речи вставки произносятся несколько быстрее, чем слова базового предложения, при этом они не нарушают его общей интонации. На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже тире, например: быть может (лестная надежда! ), / Укажет будущий невежда / на мой прославленный портрет / имолвит: то-то был поэт! / (А. Пушкин); В день отъезда, — очень памятный день для семьи из Сан-Франциско! — даже и с утра не было солнца (И. Бунин). Такие сильные знаки указывают на чуждость вставки основной мысли. Вставные конструкции отражают такую особенность речемыслительной деятельности, как ассоциативность: у говорящего по ходу изложения мысли возникают новые размышления, и он, отвлекаясь от основной мысли, добавляет информацию различного рода. При этом говорящий (пишущий) оценивает такую информацию как второстепенную, факультативную. Вставные конструкции характерны как для устной речи, в которой данный речемыслительный механизм проявляется непосредственно, так и для письменной речи, в которой употребление вставных конструкций может стать специальным приемом передачи информации, с ее дифференциацией на основную (в базовом предложении) и факультативную (во вставке), например: Я смотрела на эту удивительную женщину со старозаветным париком на голове (парик был фальшивый, просто черная повязка с белой ниткой поперек, изображающей пробор) (Тэффи). Вставные конструкции передают разноплановую информацию о действительности или авторский комментарий к сказанному в отличие от вводных, всегда выражающих открытое отношение говорящего (пишущего), т. е. субъективную модальность. Они разнообразнее, чем вводные, по объему, по своей грамматической структуре (от вопросительного или восклицательного знаков, слов и словосочетаний до нескольких предложений в скобках), свободны в лексическом наполнении, поэтому для данных конструкций невозможно составить определенного списка, как для вводных. В отличие от вводных, вставные конструкции не могут стоять в абсолютном начале предложения, так как для их появления нужны слова (информация), являющиеся толчком для переключения на другую мысль. Степень связанности вставных слов с базовым предложением различна. В одних случаях слова во вставке не обнаруживают грамматической зависимости от базового предложения — они или стоят в им. п., или представляют собой предложения без показателей связи, т. е. союзов, союзных слов, начинающих вставку вводных, например: сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение — храм Христа спасителя (В. Солоухин); Господин из сан-франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил — ехал в старый свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения (И. Бунин). В других — содержат такие показатели синтаксической связи, благодаря чему формально можно снять скобки и включить вставные слова в базовое предложение, например: В маленьких городах (обычно на въезде) мотель имеет один, изредка два этажа (В. Песков); но приличные люди в древности (как, впрочем, и теперь) ценили в искусстве — искусство и осуждали излишество и расточительство (Т. Толстая); Я вздрогнул и ясно почувствовал, что краска сошла у меня с лица (хотя и так ее очень немного у меня) (М. Булгаков). При снятии скобок такие элементы легко включаются в базовое предложение в качестве членов предложения или частей сложного предложения, но утрачивают при этом функцию передачи ассоциаций пишущего (говорящего). В XX в. стремление к максимальной сжатости (компрессии) передаваемой информации предопределило распространение вставок в научных и публицистических текстах. В художественной прозе они стали ресурсом различных стилистических приемов углубления повествования: создания его двуплановости, внесения субъективного авторского начала
|
|||
|