Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Коррекционная работа с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ с использованием камешек Марблс»



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка» комбинированного вида

п. Зональная Станция» Томского района

_______________________________________________________________________

 

Консультация для родителей:

«Коррекционная работа с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ с использованием камешек Марблс»

Составил:

учитель-логопед

Н. Н. Хлебникова

В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Основные требования - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Одной из основных функций образовательного стандарта - реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Практика показала, что привлечь внимание детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры и упражнения, которые при создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы (частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала и т. д. ) достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс.

Камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в образовательном процессе с особенными детьми. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное удовольствие, они также универсальны в работе с детьми разной возрастной категории, индивидуальными особенностями. Создают максимум возможностей для мотивации к проявлению творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого, на поиск новых решений использования этих нетрадиционных дидактических материалов.

Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Развивающие игры с использованием камешек Марблс

с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

1. «Угадай-ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков " Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д. )

Оборудование: емкость глубокая, камушки " Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Ход: предлагаем найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

2. «Дорожки»

Цель: развитие представлений о величине (длина), сличение объектов собой, формирование навыков речевых обозначений протяженности с использованием эталонов цвета и величины.

Ход: ребёнок прокладывает «дорожку» разной протяженности из камешков, соотносит протяженность с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из камешков по убывающей величине и по возрастающей.

3. «Зеркало»

    Цель: формирования представления о буквах.

Ход: ребёнку рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались - где они и где их отражения. Нужно помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

4. «Буквы»

    Цель: знакомство с буквами.

Ход: выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно.

5. «Назови ласково»

Цель: Развитие лексико - грамматических понятий

Ход: Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т. д.

5. «Услышь звук»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия

Ход: прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …

6. «Звуковая улитка», «Лабиринты на автоматизацию звуков»

    Цель: автоматизация звука в слогах, словах

Ход: Проговори слоги/слова и выложи камешки по дорожке. Либо передвигай камешек по картинкам, четко проговаривая слова.

7. Самомассаж камешками Марблс

(дети повторяют слова за взрослым и выполняют действия с камешком в форме шарика с текстом):

Этот шарик непростой (любуемся шариком на левой ладошке)

Он красивый, вот какой! (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем, как колобок его катаем (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем (выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмем, в кулачек его сожмем (выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмем, в кулачек его сожмем (выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол и посмотрим на ладошки, (выполняем движения в соответствии с текстом)

И похлопаем немножко, потрясем свои ладошки. (выполняем движения в соответствии с текстом).

С помощью камешек Марблс детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, выполненные движения способствуют развитию речи. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.

 

Правила безопасности:

· вы знаете, своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки и шарики Марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот;

· даже если ребенок старше 3 лет, поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно;

· не оставляйте наборы в доступном месте, если у вас есть еще более маленькие дети.

 

Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.

При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.