Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. В поисках истиной веры



«Царский крест» установленный в 1901 году
2. В поисках истинной веры К кресту крестным ходом приносили святые иконы из близлежащих мест, служились молебны. Весной 1892 года в России стояла сильная засуха, итогом которой мог быть неурожай. Засуха была и в окрестностях Белой горы. 31 мая во время молебна у Царского креста перед образом Николая Чудотворца о ниспослании дождя, пошел обильный дождь и засуха прекратилась. Жил недалеко от Белой горы крестьянин Василий Ефремович Коноплев. Он был раскольник, который желал познать истинную веру, поэтому он принадлежал с начала к беспоповской, а з атем к

австрийской сектам. Не раз беседовал он с отцом Стефаном о истинной вере. Результатом поисков и рассуждений, наблюдений и чтением книг стали сомнения в своей вере и перевес в сторону православия. Предвидя, в 1892 год, бедствия народа от засухи, Василий молил Всевышнего послать дождь во время торжества духовенства на Белой горе в неделю Всех Святых: «Пошли, Господи, в видах засухи, дождь на землю, да разумею, яко чрез сих пастырей действует благодать Святаго Духа». В назначенный час обильный дождь пошел и засуха прекратилась. Коноплев более не сомневался: он познал истинную веру и обратился в православие. Через год Василий Коноплев принес публичное раскаяние в своих религиозных заблуждениях перед преосвященнейшим Петром, епископом Пермским и Соликамским и вскоре был пострижен в монахи. Ребята, а вы знаете какое имя получил Василий Коноплев в монашеском постриге? ____________________________________________________ На какой из фотографии он изображен? ___________________________________

 

 


                   

Через свою кротость, смирение, неустанную молитву его рукополагают сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха. Когда в епархии встал вопрос о том, кого назначить настоятелем во вновь создающийся Белогорский монастырь, выбор отца Стефана пал на иеромонаха Варлаама.

 

 


В 1893 году трудами отцов Стефана и Варлаама на Белой горе построена часовня, а через пол года часовня была увеличена и обращена в церковь. Ребята, а вы знаете во имя кого был освящен первый храм в монастыре? ___________________________________________________________________________________________
3. Расцвет Белогорской обители

 

 

 
Первоначально братия монастыря состояла из 12 монахов. Со временем монастырь разрастался, строились жилища для братии и посещающих монастырь богомольцев. В 1894 году для обучения мальчиков-сирот при обители была открыта школа. Следуя миссионерским задачам монастыря, монахи вели особые беседы с раскольниками с чтением книг о правоте веры. Многие после этого, осознав свое заблуждение, принимали в обители православие через Таинство Покаяния


Первый  храм монастыря

 


Вокруг Иверского храма, была построена терраса, специально для старообрядцев, так как в церковь им запрещали ходить их старосты. Вот старообрядцы сначала приходили и смотрели на службы, стоя рядом с храмом, потом на террасу поднимались, в окна заглядывали. Слушали что читают, что поют. Смотрят на православные иконы, а у них такие же. Слушают чтение и пение, — а у них то же Евангелие, Апостол, Псалтырь. И невольно закрадывалась у них мысль о том, что в Православной Церкви святости-то больше, чем в их беспоповских часовнях. За первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до…. Назовите цифру: сколько насельников подвизалось в Белогорском монастыре ___________________________________________________  
  Храм во имя Иверской иконы Божией Матери
 
У монастыря было 400 десятин земли, на которой монастырская братия постепенно создавала свое собственное хозяйство. Монахи не только обеспечивали пропитанием себя, но и кормили всех паломников. В собственных трех пекарнях выпекался хлеб трех сортов. В хлебопашестве монастырь обходился собственными силами, без найма работников со стороны. В хозяйстве было много коров и до 100 лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где кроме мебели изготавливались доски и рамы для икон. При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг — из кожи, из сафьяна, из бархата. Была даже своя фотомастерская. Все дореволюционные фотографии монастыря, которые вы сейчас видите, сделаны монахами. Ребята, давайте рассмотрим фотографии и определим, чем заняты братья.

 


 

 

 

 

      

Вершиной духовного и хозяйственного расцвета обители стало строительство величественного соборного храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Храм был построен и освящен в 1917 году, став крупнейшим собором на Урале. А вы знаете дату освящения собора? __________ 7 июня 1917 года  состоялась всенощная служба. Для удобства молящихся служба проходила в разных местах: в верхнем и нижнем храмах нового собора, в верхнем храме Иверского храма, а так же на площади перед монастырем, у «Царского креста». 8 июня состоялся чин освящения собора. Чин совершили преосвященный Андроник, архиепископ Пермский и преосвященный Феофан, епископ Соликамский. По окончании освящения Крестовоздвиженского соборного храма владыка Андроник стал на колени лицом к народу и зачитал благодарственную молитву ко Всемилостивому Создателю от лица всех молящихся за все свершившееся на Белой горе.
СОБОР в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

 

 

Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский Феофан, епископ Соликамский.

 

Могучий Крестовоздвиженский собор получился красавец: грандиозный семиглавый, он поражает своими размерами и белизной. Иконостас был покрыт сусальным золотом. Все иконы в главном и боковых иконостасах, на стенах верхнего и нижнего храмов были выполнены белогорскими иконописцами в греческом стиле. 18 позолоченых паникадил придавали храму особое благолепие. Снаружи белоснежные стены собора были украшены разными иконами, написанными на жести в мастерских монастыря.

 

 


Строго византийская архитектура и сегодня своим видом напоминает Собор святого Владимира в Киеве. По своему величию и размерам Крестовоздвиженский собор был в дореволюционной России третий храм после храмов Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт -Петербурге.  

Свидетельством духовного взлета обители стало учреждение «старчества» по примеру знаменитой своими старцами Оптиной пустыни. Старец – опытный в духовной жизни монах, ведущий особую, как правило, уединенную жизнь. Для уединения старцев в 5-ти километрах от Белой горы был основан Белогорский Серафимо-Алексеевский скит. Скит был образован в честь прославления преподобного Серафима Саровского и рождения наследника царевича Алексея.
4. Скит и его Скитоначальник

Серафимо-Алексеевский скит

 


Игумен Серафим (Кузнецов)

 

изданных им уставов образцовых монастырей и скитов. В 1909 г. он принял участие в Первом Всероссийском съезде монашествующих.  Во время этой поездки в Москву отец Серафим был впервые представлен Великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой как знаток организации уставной жизни монашеских обителей. Между Великой Княгиней и отцом скитоначальником завязалась духовная дружба. В трудное для Великой Княгини время, когда решался вопрос об открытии Марфо-Мариинской обители, отец Серафим поддерживал ее. Елисавете Феодоровне несколько раз пришлось переделывать проект Устава, чтобы удовлетворить все требования Святейшего Синода. Именно иеромонах  Серафим, из далекой Пермской губернии помог ей составить нужный проект Устава. Последняя встреча игумена Серафима с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной произошла весной 1917 г., после большевистского переворота. Он уговаривал ее поехать с ним в Алапаевск, «где, — говорил о. Серафим, — у меня есть хорошие люди в старообрядческих скитах, и они сумеют сохранить Ваше Высочество». Великая Княгиня отказалась, но прибавила: «Если меня убьют, то, прошу вас, похороните меня по-христиански». Ребята, кто-нибудь из вас знает выполнил ли игумен Серафим просьбу Великой Княгини?

 

 


Великая Княгиня вместе с членами семьи Романовых и инокиней Варварой была сброшена в Алапаевскую шахту в ночь на 18 июля 1918 года В октябре 1918г. отец Серафим прибыл в Алапаевск. При его участии тела Алапаевских мучеников достали из шахты, и над ними было совершено отпевание и отслужена заупокойная литургия, совершались панихиды. Когда красные вновь подходили  к Алапаевску, тела всех Алапаевских мучеников отец Серафим вывез из города и с великими мытарствами привез сначала  в Читу, затем в Китай. Тела Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары по завещанию Елизаветы Федоровны игумен Серафим доставил на Святую Землю Палестины. Там, в Русской Гефсимании, в храме святой Марии Магдалины, они и обрели последний свой покой. Всю оставшуюся жизнь игумен Серафим провел на Святой Земле. Игумен Серафим (Кузнецов) скончался 7 марта 1959 года и был похоронен у часовни, неподалеку от греческой келии в Новой Галилее, где он подвизался в последние годы своей жизни. На могильной плите высечено: «Русский священноигумен Серафим Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. 1875–1959 22 фев. » Эта надпись — свидетельство того, как велика перед Русской Церковью заслуга отца Серафима в обретении и сохранении святых мощей преподобномученицы. Однако могильный камень не в состоянии рассказать о молитвенном общении, искренней духовной дружбе, которая связывала при жизни двух подвижников веры — игумена Серафима и Великую княгиню Елисавету. Подробности этих взаимоотношений до сих пор остаются для нас тайной, которую, возможно, мы не узнаем никогда.

 
Великая Княгиня Елисавета Феодоровна Романова


 
Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании


5. Великая Княгиня в Перми Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, родная сестра Императрицы Александры Федоровны была единственной представительницей царской семьи, посетившая Белогорскую обитель. Ребята, а вы знаете когда это произошло? ___________________ В Пермской губернии Елисавета Феодоровна пробыла десять дней, из них на Белой горе два дня. Ребята вам задание: Перед вами два маршрута: Один - маршрут паломничества Елисаветы Феодоровны по Пермской епархии. Второй маршрут Свято-Серафимовского крестного хода на Белую гору. Правильно назовите их.  
Надгробный камень на могиле игумена Серафима (Кузнецова)

                       


время она посетила Спасо-Преображенский кафедральный собор, Пермский Успенский женский монастырь (13 июля она молилась за Божественной литургией в Успенском соборе), после чего отправилась в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь. По дороге на Белую гору августейшая паломница посетила храм Вознесения Господня в селе Троельга, храм Параскевы-Пятницы в селе Ерши, Храм Александра Невского в селе Бым. Вечером 13 июля коляска с августейшей путешественницей достигла Белой Горы. Ее Высочество была торжественно встречена настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом (Коноплевым) и братией Белогорской обители на площади у Иверского храма. 14 июля Великая Княгиня молилась во время Божественной литургии в Белогорском монастыре. Рано утром 15 июля Ее Высочество посетила Серафимо-Алексеевский скит. Она с интересом осмотрела пещеры отшельников в ските, душевно пообщалась с отцом Серафимом и его матерью монахиней Анастасией, молилась на панихиде по своему покойному мужу, ознакомилась с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители. Поздно вечером Елисавета Феодоровна отбыла из Перми, а 16 июля к обеду прибыла в г. Верхотурье, который в то время входил в состав Пермской губернии. Она молилась у раки св. прав. Симеона Верхотурского. 20 июня из Перми возвратилась в Москву.  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.