Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект для записи в тетрадях



Конспект для записи в тетрадях

Тема любви – одна из главных тем в творчестве И. А. Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». В этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен.

 Любовь как величайший дар и смерть, как символ быстротечности земного существования – две главные линии, объединяющие рассказы сборника «Темные аллеи». Рассказ " Чистый понедельник", входящий в этот цикл, написан в 1944 г.. Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе.

 

Вопросы по рассказу «Чистый понедельник»

1. 1. Символично ли название рассказа?

2. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)? Для чего автор вводит их в повествование?

3. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

4. Характеристика главного героя

5. Характеристика героини.

2. 1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Какие образы создаются с помощью этих средств?

2. Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения героев. Можно ли назвать это любовью? Почему?

3. Проанализируйте путь героев вечером Прощёного воскресенья и в Чистый понедельник.

4. Объясните странный выбор маршрута героиней.

5. Объясните смысл финала рассказа. Обратите внимание на путь героя: Кремль, Архангельский собор – Ордынка, Грибоедовский переулок – Марфо-Мариинская обитель.
Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья?

6.  Вывод.

 

 

Примерные ответы на вопросы.

1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

2. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)? Для чего автор вводит их в повествование?

A. Белый, B. Брюсов, Л. Андреев, Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Тетмайер Казимеж, Ст. Пшибышевский – модных авторов того времени, символистов, поэтов декаданса и т. п.

В повествовании они появляются для того, чтобы показать круг интересов героев.

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, " высокопарный" роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы " зачем-то висит портрет босого Толстого", а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого " Воскресение".

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже " не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

5. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

6. Характеристика главного героя

 Он молодой человек. Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который

рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

Он - счастливый, влюбленный.

 

 

6. Характеристика героини.

 Она - странная, загадочная, противоречивая. " Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь".

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота " смуглое янтарное лицо", " черные волосы", " черные брови, черные глаза". Эпитеты " бархатный", " черный", " янтарный". В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью: " А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками... "

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, " похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т. д. Герой признается, что она ему непонятна. )

2.

1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Какие образы создаются с помощью этих средств?

Эпитеты, метафоры, оксюморон, контраст

2. Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения героев. Можно ли назвать это любовью? Почему?

3. Проанализируйте путь героев вечером Прощёного воскресенья и в Чистый понедельник.

В Прощёное воскресенье: Новодевичий монастырь – могилы Эртеля, Чехова – Ордынка, дом Грибоедова – Трактир Егорова в Охотном ряду (икона Богородицы Троеручицы)

В Чистый понедельник: «капустник» Художественного театра.

5. Объясните странный выбор маршрута героиней.

Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений. Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.

Чистый понедельник — это самый первый день Великого поста. Более того, это наиболее строгий, наиболее «чистый» день поста, когда верующие стремятся держать себя и в телесной, и в духовной чистоте, отказываясь не только от пищи, но и от других жизненных удовольствий. И вот именно в этот день героиня бунинского рассказа, словно

 

 

бы с каким-то дерзким вызовом, с каким-то даже цинизмом, делает всё наоборот: с удовольствием пьёт шампанское на «капустнике», разухабисто танцует «полечку Транблан», а потом впервые отдаётся своему поклоннику…)

7. Объясните смысл финала рассказа. Обратите внимание на путь героя: Кремль, Архангельский собор – Ордынка, Грибоедовский переулок – Марфо-Мариинская обитель.

Последний эпизод рассказа можно назвать своеобразным эпилогом. Он повествует о событиях, произошедших спустя два года после расставания героев.
Шел 1914 год. Был почти канун Нового года. Рассказчик только пришел в себя после потери своей возлюбленной. Все это время он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться - равнодушно, безнадежно... ».
В такой же теплый солнечный вечер, какой был два года назад, герой вышел из дому и поехал в Кремль. Там, в Архангельском соборе, он долго стоял, прислушиваясь в святой тишине, замирая и благоговея перед святостью этого места, очищаясь, находя умиротворение и покой.
Затем, выйдя из собора, герой велел извозчику ехать на Ордынку. Это место было прочно связано с той роковой женщиной, любовь к которой оставила такой след в его душе. Там, вспоминая все моменты прошедшей любви, герой плакал, плакал и очищался, избавляясь от боли и тоски.
На Ордынке извозчик остановился у Марфо-Мариинской обители, где в это время пребывали великий князь и княгиня. Герой, дав дворнику рубль, прошел внутрь. За великой четой шли монахини. Одна из них взглянула на рассказчика своими темными глазами, как будто почувствовала что-то. Хотя писатель и не говорит открыто, что это была именно та женщина, мы понимаем, что это именно возлюбленная героя.
Рассказчик задает себе и нам риторический вопрос: «Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? » Мы видим, что мистическая связь, установившееся между этими двумя людьми, не разрушилась до сих пор. Они чувствуют друг друга, потому что их чувство было истинным. Оно было таким, каким видит Бунин настоящую любовь, - роковым, инстинктивным, сильным, созидающим и разрушающим одновременно.
После этой финальной встречи в любовной истории героев была поставлена точка: «Я повернулся и тихо вышел из ворот». Все было кончено. Рассказчик убедился, что любовь больше невозможна – его возлюбленная отдана другому, высшему существу, она – вне досягаемости. История любви и страсти была закончена. Как, впрочем, и все истории любви у Бунина.

6. Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья? Скорее всего, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь " она может видеть в темноте", и " вышел из ворот" чужого монастыря.

 

Возможно, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.

7. Вывод.

" Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как " неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.

Героиня рассказа изображена на духовном распутье. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей. Путь покаяния, смирения и прощения. Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает повсюду.

В рассказе " Чистый понедельник" показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.

Следуя мысли писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.
Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни. По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.
Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе. Наверное, поэтому он был самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.