Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Историческое краеведение» Тема 6. История заселения Донецкого края.



 

Цель занятия: развитие интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям нашего края, воспитание патриотического сознания учащихся и чувства гордости за свою малую Родину, достижения своих земляков.

Задачи занятия:

1. продолжать систематизировать знания, учащихся о родном крае;

2. познакомить с историей заселения Донецкого региона;

3. углубить знания детей по истории Донбасса;

4. воспитывать интерес и уважение к художественному наследию родного края;

5. воспитание интереса и уважения к истории родного края;

6. приобретение учащимися опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах;

7. развитие и поддержка социально-значимой деятельности учащихся;

8. воспитание бережного отношения к историческому наследию, ответственности за его судьбу.

9. продолжить работу, направленную на привитие любовь к родному краю.

 

Голубые просторы, туманы,

Ковыли да полынь, да бурьяны…

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле…

   М. Волошин «Дикое поле»

 

В XIV-XV вв. слабозаселённые причерноморские и приазовские степи между Днестром на западе и Доном на востоке называли Диким полем. Сюда относили и наш край, который практически не был заселен. Постоянные войны и столкновения между татарскими ордами и частые опустошительные их набеги на степные земли Приазовья сделали проживание здесь людей почти невозможным. Жившее здесь ранее население, либо было уничтожено, либо уходило на другие, менее опасные для проживания территории. Те же, кто вынужден был остаться в степи, прятали свои поселения по лесам и буеракам, подальше от татарских глаз и дорог.

Дикое поле отделяло Московское государство от Крымского ханства, на рубеже XV-XVI вв. став природной границей между ними. С тех пор левый берег Донца в источниках часто называется «московским», а правый – «крымским». Крымское ханство, в которое вошли Крымский полуостров, Причерноморье и Приазовье образовалось в результате распада Золотой Орды в 1449 году. Власть в нём принадлежала ханам из татарского рода Гиреев. В 1478 году ханство признало себя зависимым от могучей Османской Турции. Турки захватили южный берег Крыма и крепость Азак (русское название Азов) в устье реки Дон. Путь к богатству жители полуострова видели в грабеже. Татары разоряли города и сёла соседних государств, грабили и убивали население, угоняли в плен десятки тысяч людей и продавали их на невольничьих рынках. За почти 300-летний период опустошительных татарских набегов на украинские и русские земли сотни тысяч людей были проданы в рабство. Правительствам Великого княжества Литовского и Московского царства нужно было во что бы то ни стало защитить свои южные рубежи от набегов крымских татар. Решая эту задачу, Москва попутно решала и вторую – осваивала и заселяла Дикое поле через создание системы оборонительных сооружений, крепостей, земляных валов и рвов, организацию сторожевой службы.

В XIV-XV вв. Дикое Поле активно начали заселять выходцы с разных частей Украины и России. Пограничные территории Дикого Поля привлекали смелых людей плодородной землёй, обилием рыбы и дичи, вольной жизнью без господ. Они ловили рыбу, охотились на зверей и птиц, собирали мед, пасли скот. Впоследствии к ним присоединились беглецы из сел и городов, которые страдали от непомерных налогов и издевательств помещиков. Беглецы называли себя казаками.

Казаки селились за порогами (скалами, торчащими посередине русла) Днепра и на Дону, поэтому они получили название запорожских и донских. Первые сведения о казаках в письменных источниках датируется 1489 годом. Для безопасности свои лагеря казаки ограждали укреплениями из бревенчатых или рубленых бревен. Отсюда и пошло название Сечь. Казаки делились на сотни и десятки. Для решения проблем они собирали собрания, куда сходились все казаки - казацкие рады. Возглавлял Сечь сечевой атаман, которого выбирали сами казаки.

Казаки не только обороняли от татар пограничные земли, где они поселились. На своих быстроходных чайках и стругах они плыли вниз по Дону и Днепру и выходили в Азовское и Чёрное море. Эти морские и сухопутные походы казаков приводили в трепет турок и татар. Нередко запорожские и донские казаки выступали вместе. 18 июня 1637 года отряд запорожцев и донцев сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов, закрывавшей казакам выход в море.

Разъярённый турецкий султан прислал в 1641 году большое войско для штурма Азова. Но все атаки турок и татар были отражены казаками. Чтобы и дальше защищать крепость, казаки просили русского царя прислать им подмогу: «Мы наги, босы и голодны, запасов пороха и свинца нет, от этого многие казаки хотят идти врозь, а многие переранены». Владея Азовом, Москва получала выход в Азовское море, могла угрожать Крымскому ханству и сдерживать его набеги на русские земли. Но такой шаг вел к конфликту с Турцией, для войны с которой Россия не имела тогда сил. Поэтому царь велел казакам покинуть Азов, что они и сделали, предварительно разрушив крепость летом 1642 года. Эти события получили название «Азовское сидение».

Постоянные нападения отрядов татарской конницы на южные области Российского государства наносили огромный ущерб. Чтобы предупредить внезапность этих набегов, московское правительство в начале XVI века начинает организовывать поселения на территории края. На левой стороне («московской») Северского Донца располагалось семь сторож (деревянных крепостей), в том числе Святогорская и Бахмутская. На правом же («крымском») берегу располагались станицы. Сторожи должны были следить за переправами на Северском Донце, а станицы - за степью и выведывать о намерениях кочующих на «крымской» стороне реки татар. Сторожи численностью от 4 до 10 человек высылались на несколько дней в степь и вели «с конь не сседая» постоянное наблюдение на своем участке: «…расставляя по Северскому Донцу зимовища своих товариств, и таким образом завели в поперёк страшного Поля дозорную цепь от крымцев». Станицы, представлявшие конные отряды из 60–100 человек, продвигались далеко в степь, несли дозорную службу и предупреждали о приближении врага. Население, проживающее в этих поселениях, в основном занималось разными видами промыслов: охотой, рыболовством, бортничеством.

Здесь было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Среди казаков было немало умелых кузнецов и металлургов. Они принесли с собой в наш край культуру производства металлов, искусство розыска руд и минералов. Заселению донецких степей способствовало и наличие здесь соляных источников. Регулярная добыча соли путём её выпаривания из рапы (рассола) Торских соляных озер началась еще в конце XVI века, а в 1645 году казаками Чугуевского полка вблизи озер был возведен небольшой острог, в котором они несли пограничную службу, наблюдая за Торской переправой, и защищали от набегов кочевников соляные промыслы. В 1676 г острог получил название Соляного городка, в конце XVII века переименован в Тор, а с 1784 года стал Славянском. Техника производства соли была простой: на берегах соляных озёр собирали рапу в огромные железные котлы, под которыми разводился огонь на Казацкая сторожа в степи Фрагмент карты залежей соли в районе Бахмута (начало XIХ века) 115 дровах. Позже для выпаривания стали применять особые сковороды размером до 200 квадратных метров. К концу XVII века были освоены донскими казаками и соленые родники и озерца возле реки Бахмутки, где вскоре возник городок, получивший своё имя от названия реки – Бахмут. Об этом своем поселении казаки писали императору Петру Первому: «…на речке Бахмут, на новой большой дороге верховые их казаки учали селиться и учинили себе от неприятельского приходу крепость – город построили. Соль на Бахмуте варили и от неприятеля отпор делали... » Вскоре оказалось, что на речке Бахмуте соль варить прибыльнее, чем на торских озерах; Бахмутский соляной промысел стал быстро развиваться, и городок с каждым годом все больше разрастался.

Особое значение в борьбе против татар сыграл Святогорский монастырь. По церковным преданиям первыми поселенцами Святых Гор были иноки Киево-Печерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г. Часть монахов ушла на берега Северского Донца и основала там новый монастырь.

С XVI в. (1526 год) Святые Горы упоминаются как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое не раз нападали татары, с воинами, «которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… возле места Великий Перевоз, у Святых Гор» 116 («Записки о московских делах» австрийского посла С. Герберштейна). «Записки…» являются первым письменным упоминанием о Святых горах. Первое свидетельство существования монастыря - Государева грамота на получение обителью ежегодного содержания деньгами и хлебом - относится к 1624 году. Тогда же духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. С тех пор Святые горы неоднократно фигурируют в летописях как один из ведущих форпостов на южной границе Руси. Укрепленный для отражения набегов крымских татар монастырь стал выглядеть как настоящая крепость.

Несмотря на частые нападения татар, монахи продолжали жить в меловых пещерах, предоставляя убежище беглецам из татарской неволи и чумакам, которые приезжали на Торские озера за солью. Сначала монастырь содержался и строился за счет этой деятельности и паромной переправы через Северский Донец. Основными занятиями монахов оставалось бортничество и рыболовство, а также слежение за намерениями и продвижением татар и передача этих сведений русским воеводам. В 1679 и в в 1737 гг. монастырь был захвачен и разграблен крымскими татарами, в 1739 г. он почти вымер от чумы, а в 1787 году по указу императрицы Екатерины II упразднён; принадлежавшие же монастырю деревни, земли и угодья были отобраны в государственную казну. Обитель преобразовали в поместье императрицы, которое она вскоре передала своему любимцу - князю Григорию Потемкину.

Образование запорожского и донского казачества, постройка укреплённых городов с гарнизонами, организация сторожевой службы для защиты от татарских набегов способствовали притоку переселенцев, заселивших север Донецкого края и начавших его хозяйственное освоение.

Ещё в конце XV столетия в кальмиусской степи и в Приазовье начали появляться переселенцы из Малой Руси. Одни бежали сюда в поисках угодий, богатых дичью и рыбой, другие спасались от крепостного ярма. Как правило, поселения беглых крестьян периодически разорялись татарскими набегами. Так появился сторожевой пост, служивший обороной от набегов татар, названый Домахой.

Возникшая вокруг сторожевого поста в 1611 году крепость, являлась центром обширной Кальмиусской слободы, а позже Кальмиусской паланки Запорожской Сечи. В 1762 г. в здесь находилось 674 казака. Паланкой руководил полковник; ему помогала паланковая старшина. И полковник, и старшина переизбирались ежегодно.

 Домаха запирала вход в устье реки Кальмиус с Азовского моря, облегчала защиту земель от набегов татар. В самой крепости находилась церковь, торговые лавки. Она являлась удобным местом для соединения запорожских и донских казаков в период совместных походов против общих врагов. На месте этой крепости в 1778г. был заложен город, получивший 24 марта 1780 года название Мариуполь.

Население Домахи отдавало предпочтение скотоводству. Целое лето, если казаки не отправлялись в поход, они ловили и заготавливали рыбу и охотно обменивали её на другие товары, прежде всего на ремесленные изделия. Большое внимание уделялось пчеловодству. Мед не только использовался для собственных нужд, но и предназначался для рынка. В 1774 г. территория края, в том числе и Кальмиусской паланки с крепостью Домаха, официально была включена в состав Российской империи.

Массовая раздача земель в нашем крае пришлась на 1776 - 1782 гг., после того, как в 1775 году указом императрицы Екатерины II Запорожская Сечь была ликвидирована. Необходимость в ней отпала после того, как, одержав решающие победы в войне с Турцией во второй половине XVIII в., Россия получила выход в Азовское и Черное моря. Царское правительство принимает меры к скорейшему заселению юга Малороссии, в том числе и донецких степей. Земли запорожцев стали раздавать русским и украинским помещикам, иностранцам, пожелавшим переселиться на территорию края. Такие люди стали называться колонистами. За 1776-1782 гг. в пределах земель Войска Запорожского было основано 488 поселений.

Первыми иностранными колонистами в крае стали выведенные из Крыма греки-христиане, которым царское правительство предложило переселиться в пределы Азовской губернии. Организатором вывода греков из Крыма стал главнокомандующий российской армии Петр Румянцев, которого поддержала Екатерина, Императрица Екатерина II своим указом от 9 марта 1778 года разработав программу их переселения в Азовскую или Новороссийскую губернию.

Выполнять программу поручили генералиссимусу Александру Суворову. 21 мая 1779 г. Екатерина II подписала грамоту, определившую условия и места размещения греков на берегу Азовского моря на землях, напоминавших покинутые ими в Крыму и жалуя эти земли «вечно… без всяких в казну нашу податей». Это была одна из самых значительных привилегий, которую могло предоставить правительство. Расселение переселенцев в междуречье Кальмиуса, Берды и Волчьей проходило в 1780 г. 15 августа 1780 года около 3 тысяч греков во главе со своим духовным наставником митрополитом Игнатием вошли в оставленное запорожцами при устье р. Кальмиус селение и, проведя торжественный молебен по случаю переселения, приступили к строительству города Мариуполя (митрополитом были освящены места для строительства будущих храмов города) и сёл на прилегающей территории: Бышев, Богатырь, Великая Каракуба, Великая Янисоль, Карань, Керменчик, Константинополь, Ласпа, Мангуш, Сартана, Старый Крым, Урзуф, Ялта (всего 21 поселение).

Заинтересованное в освоении своих южных окраин, царское правительство, приглашает на эти малозаселенные земли иностранцев, главным образом славянским выходцам из Австрии и Турции – болгарам, хорватам, молдаванам и волохам, сдавшимся в плен во время очередной русско-турецкой войны, и др. В начале XIX века в регионе появляются немецкие, еврейские, итальянские колонисты. Идея пригласить в Донецкий край немцев принадлежала графу Румянцеву, который во время Семилетней войны обратил внимание на высокий уровень развития хозяйства немецких крестьян.

Первыми на приглашение откликнулись крестьяне из протестантской секты последователи Симониса Меннона, которым гарантировались земельные наделы, налоговые льготы, свобода вероисповедания и освобождение от военной службы. В 1788 году они переселились в Россию. К 1823 г. в крае уже существовало 24 немецких колонии, в том числе Карловка, Мариновка, Александровка, Мемрик. Немецкой столицей края стал город Остгейм (ныне Тельманово).

Результат их пребывания на землях Донбасса проявился очень скоро: красивые ухоженные поселения, огромные урожаи, новые породы животных. 122 Помимо этого ими было насаждено огромное количество деревьев (так называемые лесополосы), которые защищали местность от ветра. Тогда же правительство разрешило въезд сюда евреев, образовавших на землях между Кальчиком и Мариуполем 3 колонии. – Зеленополье, Хлебодаровская, Иванополье. Все переселенцы стремились сохранить не только свою веру, язык, но и культурные традиции. Поселения различных национальных групп отличались и внешне, и внутренним устройством. Однако, живя рядышком, культуры различных народов перемешивались, обогащались, дополняли друг друга, что способствовало развитию нашего края и созданию его неповторимого многонационального колорита.

С 1752 года на свободные территории в междуречье Бахмута и Лугани на правом берегу Северского Донца стали прибывать сербские переселенцы, бежавшие из-под турецкого ига. Они основали несколько военно-земледельческих поселений, делившихся на роты и шанцы. Роты объединялись в два гусарских полка, носивших имена их командиров – Ивана Шевича и Райко Прерадовича. В каждом полку было по 10 рот. Местность, заселенная этими полками, получила название Славяносербии, центром ее стал город Бахмут. Вторым городом после Бахмута считался Славяносербск.

Основные функции поселенцев области состояли в охране границ и хозяйственном освоении земли. При Екатерине II территория Славяносербии была включена в состав Новороссийской губернии.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Ответьте на вопросы теста:

1. Для охраны территории от набегов татар казаки строили:

а) зимовники; б) замки; в) сторожевые укрепления; г) паланки.

 

2. Крепость, закрывавшая вход неприятелю в устье реки Кальмиус с Азовского моря носила название:

а) Сечь; б) Азовская; в) Сторожевая; г) Домаха.

 

3. В каком году был основан Мариуполь:

а) 1663; б) 1700; в)1778; г )1800.

 

4. Представители какого народа считаются основателями города Мариуполя:

а) греки; б) русские; в) немцы; г) евреев.

 

5. Идея пригласить в Донецкий край немцев принадлежала

а) графу Румянцеву; б) Джону Юзу; в) Екатерине II; г) Александру Суворову.

 

6. «Немецкой столицей» Донбасса в XIX веке считался город

а) Мариуполь; б) Донецк; в) Остгейм; г) Славяносербск.

 

7. Среди перечисленных, выберите названия поселений, основанных в нашем крае евреями:

а) Мариновка, б) Хлебодаровка; в) Юзовка; г) Мариуполь; д) Иванополье; е) Мангуш;

 

8. Установите соответствие между именами исторических деятелей и

результатами их деятельности:

1. А. В. Суворов а) командир гусарского полка, вывел из-за границы человек;
2. И. Шевич б) генералиссимус, руководил операцией по переселению греков;  
3. Екатерина II в) митрополит, покровитель металлургов, основатель Мариуполя;  
4. Игнатий г) российская императрица, разработала план переселения христиан.

 

9. Соотнесите даты и события из истории Донецкого региона XVIII – XIX вв.:

1. 1751 – 1752 гг. а) основание г. Мариуполя;  
2. 1611 г. б) образование на р. Кальмиусе крепости Домаха;  
3. 1778 г. в) образование Славяносербии;  
4. 1874 г. г) включение Кальмиусской паланки в состав Российской империи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.