![]()
|
|||
Импрессионизм и символизм в РоссииВ конце 19 века в русской живописи стал проявляться импрессионизм. Его формирование проходило с отставанием по сравнению с зарубежным искусством, где он заявил о себе ещё в 1860-е годы. Импрессионизм с его вниманием к цвету и эффектам солнечного света противостоял в России живописи передвижников, не слишком заботившейся о яркости и свежести красок. Одним из первых новое понимание задач живописи обозначил Валентин Серов: «Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». В его портретах можно найти не только раздельный мазок и светлые цвета, типичные для импрессионистов, но и присущую этому направлению жизнерадостность. Друг Серова Константин Коровин (1861-1939) работал в типичных для импрессионизма жанрах пейзажа и натюрморта. Он не просто писал с натуры, стараясь передать впечатление от увиденного, а часто стремился закончить картину за несколько часов, в один приём. Любимым мотивом его натюрмортов было изображение роз, а в пейзажах он любил писать воду и виды южных городов, залитых ослепительным солнцем. К. Коровин. Розы у окна К. Коровин. Гурзуф, 1917 Игорь Грабарь (1871-1960) также сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта. Знамениты его работы «Февральская лазурь» и «Мартовский снег», написанные плотно прилегающими друг к другу яркими мазками. И. Грабарь. Февральская лазурь, 1904 И. Грабарь. Мартовский снег, 1904 Как и во Франции, русская публика не сразу приняла импрессионизм, потому что восприятие живописи было нацелено на идею, содержание, сюжет. Главенство чисто живописных приёмов в картине казалось необычным. Символизм в русской культуре развивался с 1880-х годов, первоначально в поэзии. В связи с живописью о нём стали говорить после появления картин Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905). Он жил и работал в Саратове и рано умер, поэтому его творчество стало известным не сразу. В его картинах царит атмосфера задумчивости, основной темой является гармония человека и природы. Знамениты такие картины как «Водоём» и «Изумрудное ожерелье». Главными героинями являются девушки в старинных платьях, гуляющие или мечтающие на фоне изысканных пейзажей. В картинах нет никакого действия, кажется, что герои понимают друг друга без слов. Краски в картинах Борисова-Мусатова неяркие, приглушённые, что также способствует атмосфере задумчивости. Символизм требует от зрителя не прямого понимания сюжета, а эмоционального отклика, догадки о сказанном в произведении. Требуется особая утончённость восприятия. Линию Борисова-Мусатова продолжили художники группы «Голубая роза», членов которой объединило преклонение перед его творчеством. В. Борисов-Мусатов. Водоём, 1902 В. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье, 1903-04 В Борисов-Мусатов. Призраки, 1903
|
|||
|