Фрагмент урока по методике преподавания математики.
Фрагмент урока по методике преподавания математики.
Мякинина Е. С., ЗНО-117
УМК «Школа России», М. И. Моро
Класс: 2 (1 ч. ), стр. 62
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: учебник математики М2М ч. 1.
Задача:
М2М ч. 1, стр. 62, №3 (1)
В одной бочке было 20 вёдер воды, а в другой – 15 вёдер. Для полива взяли 5 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочках?
Тип задачи: Нетиповая.
1 вид простой задачи: Задачи на нахождение остатка.
В одной бочке было 20 вёдер воды, а в другой – 15 вёдер. Для полива взяли 5 вёдер воды. Сколько осталось вёдер воды в первой бочке?
2 вид простой задачи: Задача на нахождение суммы двух чисел.
В одной бочке было 15 вёдер воды и в другой – 15 вёдер. Сколько вёдер воды в обоих бочках?
Ход урока:
Этап урока
| Содержание урока
| Оформление доски
| Подготовительный этап (актуализировать знания, умения и навыки учащихся, которые будут необходимы для решения данной задачи)
Задачи:
- Повторить
знания, умения и
навыки, необходимые
для решения задачи.
| - Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали ранее. Для этого прочитайте условие задачи на доске.
- И так, сколько яблок было у Кати? (5 яблок)
- Сколько у Сережи? (7 яблок)
- Чтобы узнать, сколько всего было яблок, какое действие нужно выполнить? (сложение)
- Правильно. Какое выражение у нас получится?
- Ребята, у нас получилось ответить на вопрос задачи? (да)
- Прочитаем и решим следующую задачу, записанную на доске.
- Сколько было марок у Антона? (10 марок)
- Сколько марок Антон отдал Маше? (3 марки)
- Давайте с вами нарисуем чертеж к задаче.
- Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, сколько марок осталось у Антона? (вычитание)
- Правильно. Какое выражение у нас получилось?
- Получилось ответить на вопрос задачи? (да)
- Дети, послушайте внимательно следующую задачу:
«На экскурсию поехали мальчики и девочки. Сколько всего детей поехало на экскурсию? ».
- Можно ли узнать, сколько всего детей поехало на экскурсию? (нет)
- А почему? (неизвестно, сколько было мальчиков и сколько девочек)
- Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо подобрать числа)
- Какие числа мы подберем? (мальчиков – 7; девочек – 6)
- Давайте составим схему к данной задаче:
- Давайте решим эту задачу.
- Сколько было мальчиков? (7)
- А сколько было девочек? (6)
- Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, сколько всего детей поехало на экскурсию? (сложить)
- Какое выражение получим?
- Молодцы!
| У Кати было 5 яблок, у Сережи – 7. Сколько всего яблок было у детей?
5 + 7 = 12 (ябл. ) – было у детей
У Антона было 10 марок, 3 марки он отдал Маше. Сколько марок осталось у Антона?
Чертеж рисуем на доске:
10 м.
__________________
3 м. ? м.
10 – 3 = 7 (марок) – осталось у Антона
М.
?
Д.
7 + 6 = 13 (детей) – поехало на экскурсию
| 1. Чтение и осознание текста задачи:
Задачи:
- Формировать
умения читать и
понимать задачу; выделять
структурные
компоненты задачи и умение строить модель по задаче.
| - Ребята, откроем учебник на странице 62 и прочитайте «про себя» задачу под № 3 (1).
- Теперь прочитаем задачу вслух.
- О чем говориться в этой задаче? (было 2 бочки воды, взяли для полива 5 вёдер)
- Сколько было в первой бочке? (20 вёдер воды)
- Сколько было во второй? (15 вёдер воды)
- Что нам нужно узнать? (Сколько вёдер воды осталось в бочках? )
- Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько воды было всего? )
- Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Я нарисовала на доске схемы к задаче. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? (походит схема №1)
- Почему не подходят другие схемы? (потому что во второй схеме показано, что не взяли 5 вёдер, а добавили; в третьей схеме не показано, что взяли 5 вёдер для полива)
- Правильно, молодцы!
| 20 в.
1) ____________________
на 5 м. ? в.
15 в.
_______________
20 в.
2) ____________________
на 5 б. ? в.
15 в.
_______________
20 в.
3) ____________________
15 в. ? в.
_______________
| 2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
- Формировать умения анализировать текст задачи, устанавливать связь между данными и искомым, выбирать арифметические действия, составлять план решения задачи.
| - Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (нет)
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько вёдер воды осталось в бочках? )
- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (сколько вёдер воды в 1 и во 2 боке)
- А чем еще мы знает? (Что из первой бочки взяли 5 вёдер воды)
- А какое число мы пока не знаем? (сколько воды осталось в первой бочке, после того как отдула для полива взяли 5 вёдер воды)
- Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество вёдер воды в 1 бочке? (в 1 бочке – 20 вёдер воды, взяли из нее 5 вёдер воды)
- Зная, сколько осталось в первой бочке и во второй сможем ли мы ответить на главный вопрос? (да)
Эта беседа сопровождается составлением специальной модели - «Дерево рассуждений» на доске.
Составим план решения задачи:
- Сначала узнаем сколько вёдер воды осталось в первой бочке. Что для этого нужно сделать? (Для этого из количества вёдер воды в первой бочке вычитаем количество вёдер, которое взяли для полива)
- Когда это число будет известно, найдем общее количество вёдер воды в бочках. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество вёдер воды в первой и во второй бочках).
|
2)
1)
2)
+
1) -
| 3. Запись решения и ответа задачи.
Задачи:
- Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.
| - Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия)
- Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных)
- Давайте запишем первое действие (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Какое оно будет?
- Что мы нашли в первом действии? (Количество вёдер воды в первой бочке)
- После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.
- Какое будет второе действие?
- Чему равно? (30)
- Что мы нашли во втором действии? (Сколько вёдер воды осталось в двух бочках)
- Запишем пояснение ко второму действию.
|
1) 20 – 5 = 15 (ведер) – воды осталось в первой бочке
2) 15 + 15 = 30 (ведер) – воды осталось в двух бочках
| 4. Проверка полученного решения. Исследование решения.
Задачи:
- Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.
| -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
- Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
- Решим задачу другим способом.
- Строим «дерево рассуждений».
- Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (в 1 бочке было 20 вёдер воды, а во второй - 15)
- Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (для полива взяли 5 вёдер воды)
- Что нам нужно узнать? (Сколько вёдер воды осталось в двух бочках? )
- Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).
- Почему? (нам неизвестно сколько было вёдер воды в двух бочках)
- Что мы можем найти, зная общее количество вёдер воды в двух бочках? (сколько воды осталось после того, как взяли 5 вёдер воды)
- Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.
- Проверьте, так ли вы записали действия:
1) 26-16=10 (гр. )- Количество грибов, которое собрал Витя
2) 16-10=6 (гр. )- на столько грибов меньше собрал Витя.
Ответ: На 6 грибов меньше собрал Витя, чем Юра.
- Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (ответ соответствует первой задаче)
- О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Молодцы, правильно! Теперь можно записать ответ к исходной задаче.
|
1)
2)
1)
+
2) -
1) 20 + 15 = 35 (вёдер) – воды было всего;
2) 35 – 5 = 30 (вёдер) – воды осталось в двух бочках
Ответ: 30 вёдер воды осталось в бочках.
|
|