Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрагмент урока по методике преподавания математики. 



Фрагмент урока по методике преподавания математики.  

Мякинина Е. С., ЗНО-117

УМК «Школа России», М. И. Моро

Класс: 2 (1 ч. ), стр. 62           

 

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: учебник математики М2М ч. 1.

 

Задача:

М2М ч. 1, стр. 62, №3 (1)

 В одной бочке было 20 вёдер воды, а в другой – 15 вёдер. Для полива взяли 5 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочках?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение остатка.

В одной бочке было 20 вёдер воды, а в другой – 15 вёдер. Для полива взяли 5 вёдер воды. Сколько осталось вёдер воды в первой бочке?

2 вид простой задачи: Задача на нахождение суммы двух чисел.

В одной бочке было 15 вёдер воды и в другой – 15 вёдер. Сколько вёдер воды в обоих бочках?

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски
Подготовительный этап (актуализировать знания, умения и навыки учащихся, которые будут необходимы для решения данной задачи) Задачи: - Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. - Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали ранее. Для этого прочитайте условие задачи на доске. - И так, сколько яблок было у Кати? (5 яблок) - Сколько у Сережи? (7 яблок) - Чтобы узнать, сколько всего было яблок, какое действие нужно выполнить? (сложение) - Правильно. Какое выражение у нас получится? - Ребята, у нас получилось ответить на вопрос задачи? (да)   - Прочитаем и решим следующую задачу, записанную на доске. - Сколько было марок у Антона? (10 марок) - Сколько марок Антон отдал Маше? (3 марки) - Давайте с вами нарисуем чертеж к задаче. - Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, сколько марок осталось у Антона? (вычитание) - Правильно. Какое выражение у нас получилось? - Получилось ответить на вопрос задачи? (да)     - Дети, послушайте внимательно следующую задачу: «На экскурсию поехали мальчики и девочки. Сколько всего детей поехало на экскурсию? ». - Можно ли узнать, сколько всего детей поехало на экскурсию? (нет) - А почему? (неизвестно, сколько было мальчиков и сколько девочек) - Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо подобрать числа) - Какие числа мы подберем? (мальчиков – 7; девочек – 6) - Давайте составим схему к данной задаче: - Давайте решим эту задачу. - Сколько было мальчиков? (7) - А сколько было девочек? (6) - Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, сколько всего детей поехало на экскурсию? (сложить) - Какое выражение получим? - Молодцы! У Кати было 5 яблок, у Сережи – 7. Сколько всего яблок было у детей?     5 + 7 = 12 (ябл. ) – было у детей   У Антона было 10 марок, 3 марки он отдал Маше. Сколько марок осталось у Антона?   Чертеж рисуем на доске:                10 м. __________________     3 м.            ? м. 10 – 3 = 7 (марок) – осталось у Антона        М.                                                    ? Д.      7 + 6 = 13 (детей) – поехало на экскурсию
1. Чтение и осознание текста задачи: Задачи: - Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и умение строить модель по задаче. - Ребята, откроем учебник на странице 62 и прочитайте «про себя» задачу под № 3 (1).   - Теперь прочитаем задачу вслух. - О чем говориться в этой задаче? (было 2 бочки воды, взяли для полива 5 вёдер) - Сколько было в первой бочке? (20 вёдер воды) - Сколько было во второй? (15 вёдер воды) - Что нам нужно узнать? (Сколько вёдер воды осталось в бочках? ) - Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько воды было всего? ) - Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Я нарисовала на доске схемы к задаче. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? (походит схема №1) - Почему не подходят другие схемы? (потому что во второй схеме показано, что не взяли 5 вёдер, а добавили; в третьей схеме не показано, что взяли 5 вёдер для полива) - Правильно, молодцы!                  20 в. 1) ____________________                                 на 5 м.    ? в.              15 в.   _______________                     20 в. 2) ____________________                                на 5 б.     ? в.              15 в. _______________                      20 в. 3)  ____________________                15 в.                            ? в. _______________  
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: - Формировать умения анализировать текст задачи, устанавливать связь между данными и искомым, выбирать арифметические действия, составлять план решения задачи.     - Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (нет) - Каков главный вопрос задачи? (Сколько вёдер воды осталось в бочках? ) - Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (сколько вёдер воды в 1 и во 2 боке) - А чем еще мы знает? (Что из первой бочки взяли 5 вёдер воды) - А какое число мы пока не знаем? (сколько воды осталось в первой бочке, после того как отдула для полива взяли 5 вёдер воды) - Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество вёдер воды в 1 бочке? (в 1 бочке – 20 вёдер воды, взяли из нее 5 вёдер воды) - Зная, сколько осталось в первой бочке и во второй сможем ли мы ответить на главный вопрос? (да) Эта беседа сопровождается составлением специальной модели - «Дерево рассуждений» на доске. Составим план решения задачи: - Сначала узнаем сколько вёдер воды осталось в первой бочке. Что для этого нужно сделать? (Для этого из количества вёдер воды в первой бочке вычитаем количество вёдер, которое взяли для полива) - Когда это число будет известно, найдем общее количество вёдер воды в бочках. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество вёдер воды в первой и во второй бочках).    
?  
 
?  

 

 


2)

 

 

 


1)                       

 

 

?  
 
?  

 

 


2)

                       +

 

 


1)                                 -           

 

 

3. Запись решения и ответа задачи. Задачи: - Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. - Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) - Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) - Давайте запишем первое действие (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Какое оно будет? - Что мы нашли в первом действии? (Количество вёдер воды в первой бочке) - После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. - Какое будет второе действие? - Чему равно? (30) - Что мы нашли во втором действии? (Сколько вёдер воды осталось в двух бочках) - Запишем пояснение ко второму действию.     1) 20 – 5 = 15 (ведер) – воды осталось в первой бочке 2) 15 + 15 = 30 (ведер) – воды осталось в двух бочках
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: - Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. - Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). - Решим задачу другим способом.   - Строим «дерево рассуждений». - Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (в 1 бочке было 20 вёдер воды, а во второй - 15) - Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (для полива взяли 5 вёдер воды) - Что нам нужно узнать? (Сколько вёдер воды осталось в двух бочках? ) - Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). - Почему? (нам неизвестно сколько было вёдер воды в двух бочках) - Что мы можем найти, зная общее количество вёдер воды в двух бочках? (сколько воды осталось после того, как взяли 5 вёдер воды) - Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да) Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.   - Проверьте, так ли вы записали действия: 1) 26-16=10 (гр. )- Количество грибов, которое собрал Витя 2) 16-10=6 (гр. )- на столько грибов меньше собрал Витя. Ответ: На 6 грибов меньше собрал Витя, чем Юра.   - Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (ответ соответствует первой задаче) - О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Молодцы, правильно! Теперь можно записать ответ к исходной задаче.
20      
20      
15      

 

 


1)

 
?       

 

 


2)

?       

 

 


20      
15      
1)

                        +

?       
 

 


2)                                  -

?       

 

 


1) 20 + 15 = 35 (вёдер) – воды было всего;

2)  35 – 5 = 30 (вёдер) – воды осталось в двух бочках

 

Ответ: 30 вёдер воды осталось в бочках.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.