|
|||
Список литературы
Формирование семейных ценностей Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций. Эффективными средствами создания благоприятной атмосферы являются совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию нравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет и т. д. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к будущей семейной жизни является и разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам, совместная трудовая деятельность. Процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности. Ведь от успешности усвоения ценностей и норм социокультурной среды подрастающего поколения зависит здоровье и жизнеспособность семьи и общества. В традиционном обществе будущее представляется как повторение прошлого, и задача решается путем простого воспроизводства тех знаний и умений, которыми владеют его члены. В современном же обществе молодое поколение должно перенять все те навыки и умения, которыми обладает предшествующие поколения, а также подготовиться к встрече с будущим. Таким образом, современное подрастающее поколение как носитель семейных ценностей в процессе адаптации к нынешней социокультурной реальности вынуждено использовать семейную систему ценностей, многослойную и противоречивую, приспосабливая ее к современным условиям. То, что не удаётся приспособить, приходится изменять или даже заменять на принципиально иное, иногда альтернативное. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на личность ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в семье требуют одно, а в других микросоциумах (детский сад, школа, детский коллектив в микрорайоне и т. д. ) ребенка – другое. Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений взрослых и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. В хорошей дружной семье дети всегда советуются с родителями, а те, в свою очередь, рассказывают обо всех семейных делах. Залог успешности таких взаимоотношений лежит в психологической характеристике каждого из членов семьи. В такой семье у ребенка будут сформированы первые элементы рефлексивного поведения – он сможет объективно оценить себя, сможет считаться с мнением других и учитывать его в совместной деятельности. Все это является основой установления широких взаимодействий ребенка с окружающим миром и в его успешности в будущем. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое. Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств личности ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы. Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Задачи: · создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций; · показать детям значимость семьи в жизни каждого человека; · привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи; · оказать педагогическую поддержку родителям в приобретении теоретических знаний и практических навыков позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности; · вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории; · формировать у детей чувство любви и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению. В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Для разработки технологии формирования семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях. Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ, можно проводить следующие мероприятия: 1. Семейные художественно – творческие проекты: · «Герб семьи» · «Генеалогическое древо семьи» · «Самый счастливый день нашей семьи» · «Мой ребёнок с самых пелёнок» · «Маленькие открытия в моей большой семье» · «Всей семьёй мы ходим в храм» 2. Выставки семейного творчества: · «Моя мама – рукодельница» · «Мужчина в семье может всё что угодно…» · «Чудеса для детей из ненужных вещей» ·. «Умелые руки» ·. «Семейные секреты для обустройства дома, дачи…» · «За семейным столом всегда вкусно» 3. Мини – выставки семейных реликвий: · «Полистаем семейный альбом» · «Еще идут старинные часы» · «Елочные игрушки наших мам и пап» · «Тайны старого чемоданчика» 4. Фотоколлажи: · «Моя семья – будни и праздники» · «Родные, близкие, любимые…» · «Здоровый ребенок в здоровой семье» · «Старые фотографии из семейного альбома» 5. Презентации: · «Профессии моей семьи» · «Кулинарные секреты моей семьи» · «Как мы отдыхаем семьёй» · «Добрым быть – это хорошо! (добрые дела семьи) Мини - проекты: · «Наши любимые бабушки и дедушки» - октябрь – День пожилого человека. Так, при реализации мини-проекта «Наши любимые бабушки и дедушки», с детьми можно проводить беседу о дедушке и бабушке: как зовут, кем работали или работают. В процессе сбора информации в группе оформить фото-альбом «Моя дружная семья», дети совместно с родителями могут подбирать фотографии, бабушек и дедушек. В группе с детьми можно читать художественные произведения о бабушках и дедушках, организовывать театрализованную деятельность по мотивам русских народных сказок о бабушках и дедушках. · « Очень, очень я люблю маму милую мою», « Мама – солнышко моё » и т. п. - март – международный женский день; ноябрь – День Матери; К празднованию Дня матери можно оформить фотовыставку «Моя любимая мамочка», провести сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери». · « Мужчины – защитники семьи и Отечества » - февраль – день защитников Отечества; · При реализации мини-проекта пополнить фотоальбом «Моя дружная семья» фотографиями пап и дедушек, их службе в армии, Организовать сюжетно-ролевую игру «Летчики», или «Моряки»… С целью объединения детей и их пап общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего-то значимого, провести совместный спортивный праздник «спортивное развлечение «Будем сильными и ловкими», посвященный Дню защитников Отечества. После праздника все папы с большим удовольствием получат подарки, изготовленные руками своих детей.
· «Бессмертный полк» - май, мероприятия ко Дню Победы · « Моя дружная семья » при реализации мини-проекта детям можно предложить с помощью родителей в процессе познавательно-поисковой деятельности найти ответы на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как мне его выбирали? В честь кого меня назвали? ». Добавить фотографии бабушек и дедушек, родителей, фотографии, где можно увидеть их интересы, их увлечения. В процессе подготовки и реализации проектов возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и их родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочения семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться. Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста. Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет- это сложно! Вот в этом и состоит наша главная задача по данной теме. Т. к известно, что процесс развития речи у детей, протекает под руководством взрослого. Поэтому совместная работа с родителями просто жизненно важна. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результаты. Взрослым важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности. Помимо этого интерес должен появиться и у родителей. Наша задача им помочь!!!
Главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким. Список литературы 1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. 2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4. - С. 78-80 3. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г. 4. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с. 5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http: //e-koncept. ru/2013/53572. htm - ISSN 2304-120X. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
|
|||
|