Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС»



 

 

 

Доклад:

«Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС»

(Из опыта работы учителей ВКК Брагиной Н. В., Куон И. Т.

МБОУ лицей №3 городского округа)

 

     

 

 

- 2019 -

 

В эпоху стремительного развития науки и техники, коренным образом меняется жизнь людей. Вот и ФГОС внес в практику  педагога понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются различные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение.

Туристско-краеведческая деятельность – самый привлекательный и результативный вид внеурочной деятельности

Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально-насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг и учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

  Одной из форм организации такой деятельности является экскурсия.

Здесь учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

В зависимости от целей, экскурсии условно разделяются на виды:

 Производственные экскурсии. Это экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Железная дорога в г. Лиски, з-д по производству молочной продукции Вкуснотеево, Бабаевская кондитерская ф-ка, аэропорт со служебными помещениями

Естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь­ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой. Заповедник Галичья гора, Биосферный заповедник, Дивногорье, меловые пещеры в районе Павловска, зоопарки Липецка, Москвы и Старого Оскола, конюшни Хреновского завода и Бабяково, планетарии Санкт-Петербурга и Волгограда, Дендрарий в Сочи

Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории, в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов. Традиционные новогодние представления в Кремле и храме Христа Спасителя, посещение музеев и картинных галерей Москвы (в т. ч. Алмазный фонд и Костомарово) и Санкт-Петербурга (Русский музей, Эрмитаж, Петергоф и др)), в усадьбу Веневитинова, краеведческий музей г. Азов, входящий в список знаменитых музеев мира

Краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные экскурсии охватывают сразу несколько предметов и реализуют несколько задач.

      Экскурсии предшествует предварительная подготовка:

-проведение родительского собрания и знакомство с экскурсионным маршрутом;

-проведение классного часа в форме беседы, показа презентации об историческом объекте, событии, о биографии знаменитой личности;

-проведение беседы о правилах дорожного движения, соблюдения пищевого и питьевого режима, правилах поведения в автобусе и на экскурсионных объектах;

Каждая экскурсия, поездка несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

На примере экскурсии в усадьбу Веневитинова можно проследить основные направления развития личности учащихся основной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала.

По требованиям ФГОС таковыми являются:

- освоение национальных ценностей, традиций и культуры родного края;

- самовыражение личности в творчестве и искусстве;

- художественное творчество;

- досуговое общение;

- игровая деятельность;

- формирование основ эстетической культуры;

 - потребность в самовыражении и самореализации;

- оптимизм в восприятии мира;

- любовь к своему краю, его культуре, духовным традициям.

Именно из этих и других воспитательных компонентов складывается «социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы.

Планируемые результаты и эффекты внеурочной деятельности- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрёл некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт действия).

Эффект- это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

В туристско- краеведческой деятельности ярко прослеживаются все три уровня результатов внеурочной деятельности, определённых ФГОС:

1. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности;

2. Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

3. Определение места полученным знаниям и опыту в собственном сознании. К этому можно отнести следующие виды деятельности по подведению итогов экскурсии:

-подготовка мини-отзывов учащихся о поездке (учащиеся заканчивают предложения: я увидела…, я узнала…, я почувствовала, ощутила…, больше всего мне понравилось… и т. д. );

- работа творческой группы учащихся по подготовке статьи о поездке в школьную газету и материалов на школьный сайт;

-итоговый коллективный творческий проект «Как это было».

Следует заметить, что школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по окружающему миру, литературному чтению, и  другим школьным дисциплинам. Они в занимательной форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с жизнью выдающихся личностей истории.            

Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда мы предлагают учащимся за­вести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия «Дневник путешественника», «Орел-решка». Собранный материал можно использо­вать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.

Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребёнок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам.

Память - это показатель нравственного здоровья нации.

В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Знакомство с памятниками боевой славы в Воронеж, Санкт-Петербург, Могила Неизвестного солдата, Поклонная гора в Москве, Мамаев курган в Волгограде, олимпийские объекты Сочи.

Вот пример сочинений учеников 4 класса: «Мы много путешествовали. Побывали в Воронежском Биосферном заповеднике, посетили стоянку древних людей в Костенках, в Липецке пили целебную воду и кормили животных в зоопарке. В храме Задонска видели икону с изображением Сергия Радонежского. О нем мы узнали на уроке литературного чтения. А в усадьбе Веневитинова провожали старый год, угощались блинами на Масленицу. Много красивых мест в нашем крае. Но мы любим его еще и потому, что это наша Родина.

 

Литература:

«Туристско-краеведческая деятельность учащихся как один из видов внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО».  Осипова Л. В.

1. Григорьев Д. В, Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2010.

5. Ушинский К. Д. Собрание педагогических сочинений в 11 т. М.; Л., 1948− 1952.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.