Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Незабытый подвиг в тылу



 

    Когда въезжаешь в с. Янтиково по автодороге «Аниш» со стороны п. Урмары, на холме с левой стороны остаются памятные сооружения, которые скупо сообщают о том, что в годы Великой Отечественной войны в этих местах велось строительство оборонительных рвов. На территории Урмарского района до сих пор кое-где заметны следы оборонительных линий. Нам  всегда хотелось узнать больше о событиях тех далёких времён, кто, когда строил эти оборонительные траншеи. В каких условиях это происходило? Какой вклад внесли в тылу  наши земляки в дело великой Победы над фашизмом?

       22 июня 1941 года немецкое командование внезапно, без объявления войны напало на СССР – началась Великая Отечественная война. Уже впервые часы войны обнаружилось, что части Красной армии к оборонительным действиям не готовы. В войсках действовал полевой устав 1939 года, который требовал вести войну «наступательно, перенеся ее на территорию противника» и путем достижения «решительной победы малой кровью». Эта доктрина привела к тому, что сооружению оборонительных рубежей командование Красной армии не уделяло должного внимания – «ведь мы наступаем, а не обороняемся». А итоги трагические: за первые пять месяцев войны СССР потерял территорию в 1, 5 миллиона кв. км, на которой до войны проживало 75 миллионов человек и производилось почти 2/3 промышленной и сельскохозяйственной продукции.

   В первые месяцы войны действительно казалось, что план «Барбаросса» может увенчаться успехом: враг победоносно стремительно продвигался на восток по территории нашей страны, не встречая никаких препятствий, – отсутствовали заградительные оборонительные линии.          

Опыт первых фронтовых оборонительных операций показал, что силами одного войскового объединения при отсутствии заблаговременно подготовленных рубежей остановить наступление стратегической группировки противника невозможно. В таких условиях Красная армия терпела одно поражение за другим.  Немцы прорвали нашу стратегическую оборону в сентябре на юго-западном направлении, а в октябре – на западном и уже к концу лета 1941 года подступили к столице СССР.

    Сражение за Москву немецкое командование планировало начать 30 сентября 1941 года. Замысел операции, получивший наименование «Тайфун», предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы Красной армии, прикрывавшие Москву, и уничтожить их в котлах в районе Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата.

      В октябре 1941 года положение на фронте стало критическим, враг вплотную приблизился к Москве. В Ставке заговорили об эвакуации правительства и Верховного главнокомандующего из столицы. Правительство было эвакуировано в г. Куйбышев, но Сталин эвакуироваться отказался.

       8 октября 1941 года в 2 ч. 30 мин. Жуков доложил Сталину о нависшей над столицей угрозе, о том, что почти все пути на Москву открыты для врага. В эту же ночь в тревожной обстановке, не исключавшей возможности падения столицы, в ГКО (Государственный Комитет Обороны) был обсужден и принят предварительный план строительства Подмосковного рубежа и стратегических рубежей в глубоком тылу на Оке, Дону, Волге.          

       Окончательный план возведения полевых оборонительных рубежей стратегического назначения был утвержден решением ГКО от 13 октября. И был создан центральный единый орган руководства оборонительным строительством – Главное управление оборонительного строительства (ГУОС) при НКО (Наркомат обороны). Начальником ГУОС был назначен генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр.

       ГУОС НКО было сформировано в Горьком. Этой организацией решалась задача по созданию на наиболее важных направлениях стратегических плацдармов, опирающихся на крупные города, за счет строительства вокруг них обводных оборонительных рубежей. Были определены места расположения и границы укреплений строительства. 10 укреплений строительства расположились в следующих городах: 1-е – Медвежьегорск, 2-е – Вологда, 3-е – Ярославль, 4-е – Куйбышев, 5-е – Сталинград, 6-е – Пенза, 7-е – Саратов, 8-е – Сальск, 9-е – Краснодар, 10-е – Грозный.

       В связи с получением от ГКО дополнительных заданий возникла необходимость в формировании новых семи УОСов. Они были образованы в Казани – 11-е, Чебоксарах – 12-е, Горьком – 13-е, Рязани – 15-е, Воронеже – 16-е, ст. Обливской – 19, Владимире – 20-е.

11-е УОС, расквартированное в Чебоксарах, занималось строительством обводного оборонного рубежа вокруг Казани, который проходил и по территории Урмарского района Чувашской АССР. Так появились сурский оборонительный рубеж и казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску.

   Управления (УОС) комплектовались в основном за счет местных кадров. Известно, что на строительство Сурского рубежа в состав 11 и 12 УОС были мобилизованы учителя, землемеры, лесники, руководящие работники Татарской, Чувашской, Марийской республик. Всего было мобилизовано 845 тыс. человек местных специалистов, еще 160 тыс. прибыли по разнарядке главного управления оборонительного строительства.

Сурский рубеж обороны соорудили по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Организовали 6 военно-полевых сооружений: четыре по Сурскому строительному рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении – в селах Октябрьское и Янтиково.

В истории Великой Отечественной войны еще немало неизвестных страниц. Одной из них является та, что связана с глубоким тылом - с сооружением в Татарской АССР оборонительных рубежей вокруг Казани, получивших позднее наименование “Казанский обвод”. Впервые о Казанском обводе заговорили к 70-летию Великой Победы, а до этого об этом почти ничего не было написано и напечатано.

По октябрьскому постановлению Государственного комитета обороны СССР должны были построить оборонительные рубежи на территории Татарии, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и других областей. Что касается Казани, то оборонительный рубеж вокруг нее должен был пролечь полукольцом от чувашской деревни Покровское Марпосадского района на Волге через станцию Урмары, райцентры Кайбицы и Апастово до города Куйбышева (ныне Болгара).

Постановлением Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) на строительство было мобилизовано трудоспособное население в возрасте от 17 лет, молодежь и старики, мужчины и женщины, рабочие и колхозники, единоличники, служащие и домохозяйки. На строительство рабочим полагалось явиться одетыми по-зимнему, иметь при себе смену белья, полотенце, рукавицы и варежки, постельные принадлежности, котелок или миску, ложку, лопату на каждого, один топор на 5 человек, один лом на 20 человек и одни носилки на 10 человек.

Перед строителями поставлена задача: создать систему противотанковых препятствий - ПТП. С этой целью нужно было максимально использовать естественные преграды. (В Урмарском районе оборонительные сооружения в основном строились вдоль реки Аниш, с учетом крутых склонов, как в Шоркистрах и Батеевский овраги) Планировалось строить ДОТы, ДЗОТы, эскарпы, землянки, стрелковые окопы с ходами сообщений, траншеи, наблюдательные пункты для командиров и т. д.

Мобилизованное население объединялось в рабочие бригады по 50 человек. За каждым районом закреплялся прорабский участок. В качестве начальников прорабских участков направлялись первые секретари Чувашского Республиканского комитета ВКП(б) и председатели исполкомов райсоветов депутатов трудящихся. Им поручалось обеспечить нормальную работу мобилизованных своего района, разместить в окружающих селениях, бараках, построить землянки. Колхозы должны были организовать поставку продуктов и фуража, врачебные участки – необходимых медикаментов. В Чувашии на работу было мобилизовано 171450 рабочих, 13660 человек конных. Было направлено 303 трактора.

На строительство оборонительных рубежей вокруг Казани, получивших наименование «Казанский обвод», из Чувашии было направлено 45, 5 тысяч человек.

Казанский обвод начинался от Звениговского Затона, пролегал мимо с. Шоркистры и д. Арабоси Урмарского, с. Можарки Янтиковского района до границы с Татарской АССР. Цель Казанского обвода – оборона промышленного центра г. Казани и недопущение врага к тыловым поволжским объектам. Оборонительные сооружения должны были защитить:

а) шоссейную дорогу Казань-Горький;

б) на участке Урмары-Шоркистры железную дорогу Канаш-Казань;

в) автомобильную дорогу Канаш-Кайбицы;

г) автомобильную дорогу до Ульяновска от Давликеево-Бишево-Апастово;

д) автомобильную дорогу Буинск-Тетюши.

Ежедневно на строительстве в среднем участвовало 85 тысяч человек, а отдельными периодами эта цифра поднималась до 110 тысяч человек. Работа велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов.

В октябре 1941 года в Урмарском районе началось сооружение оборонительных рубежей. Первая линия проходила в сторону Козловского района через населенные пункты Шоркистры – Батеево – Чубаево – Малые Чаки – Анаткасы – Чегедуево – Сине-Кинчеры. Другая линия проходила через деревни Шихабылово – Андреево-Базары. Протяженность составляла 24 км. Руководителям строительства дано было специальное поручение довести до населения вопрос материального обеспечения мобилизованных. «Все мобилизованные, - указывалось в телеграмме от 24 октября 1941 года, - должны быть одеты, обуты по зимним условиям работы и иметь при себе ложку, кружку, котелок или кастрюлю, постельные принадлежности. На каждого человека лопату, на 10 человек - лом, на каждые 5 человек по 1 кирке» и т. д. Срок исполнения - одни сутки. Строительство предполагалось начать 27 октября 1941 года.

Используя самые примитивные орудия труда - лопаты, кирки, кувалды, - люди смогли создать оборонительные сооружения в направлении г. Казани. Осень в 41-ом году наступила очень рано. Шли бесконечные дожди, стояла непролазная грязь, затем ударили морозы. Слои промерзания грунта на участках, оголенных ветром от снега, доходили до полутора метров. Морозы же достигали минус 40°С! А ведь среди работающих было до 75 % женщин! Рабочий день длился 16—17 часов, к тому же приходилось преодолевать по несколько километров до окопов и обратно. В день работающие получали по килограмму хлеба, позже норму сократили до 800 граммов. Местные жители подкармливали голодных женщин и молодежь, хотя им и самим было не сладко. Еды не хватало. Не все колхозы могли обеспечить своих людей продуктами. Было холодно, и было голодно.

В каких неимоверно тяжёлых условиях осуществлялись работы строительства оборонных рубежей вспоминают сами строители этих объектов. Тем более, что УОСы были на хозрасчете.

Феодора Трофимовна Яковлева родилась 1911 году в бедной крестьянской семье в с. Шигали. Закончила семь классов, не было возможности продолжить образование. Когда начали создаваться колхозы, она начала работать на полевых работах. Сеяли, пахали, убирали зерно, на лошадях возили снопы, работали наравне с мужчинами.

«Хорошо помню, как началась война. Всех мужчин стали забирать на фронт, из некоторых семей по 2-3 человека уходили на фронт. К зиме остались только женщины, старики и дети. Вся тяжесть работ легла на плечи девушек и женщин. Они всё делали для фронта: готовили продукты, мясо, одежду, носки вязали, отправляли на фронт посылки. Для тыла характерным лозунгом было «работать за себя, и за товарища, ушедшего на фронт».

В 1941 году в начале зимы нас, девушек, мобилизовали в порядке «Спецстроя» на рытье окопов. Мы жили у одной старушки в БольшихЧаках. В избе было холодно, поэтому верхнюю одежду не снимали. Нас из села Шигали было 20 человек. Работали между Большими Чаками и Малыми Чаками на склоне, рыли окопы. Стояли лютые морозы, 41-45 градусов. Мы были обуты в лапти, на себе старенькие фуфайки. Когда дул северный ветер, обмораживали лицо, колени. Терпели и работали. Так прошли три месяца.

Многие женщины и девушки заболевали. Меня спасло только то, что я умела плести лапти и взяла с собой лыко. Изношенные лапти по мере надобности чинила. А также я носила длинные вяленые шерстяные чулки. По вечерам не ленилась, чинила свою одежду, штопала варежки, носки.

 А сколько было горьких слез – не счесть. Холод, голод, изнурительный труд нас одолевали. С утра до вечера раскалывали мерзлый грунт большим железным молотком, а ведь земля замерзала до полутора метров. В лаптях было очень холодно, чтобы как-то согреться, мы плясали, но и это не помогало.

Для руководства работами районная власть назначила бригадирами и десятниками активных, опытных коммунистов. Из с. Шигали бригадиром работал Павел Николаевич Кадеров, десятником старый коммунист Павел Алексеевич Чернов.

Для мобилизованных надо было создавать условия и для работы, и для отдыха. П. Чернов умело организовал подвоз продуктов из Шигалей, а девушки сами поочередно ездили за картошкой и мясом. Так и работали».

Ещё две женщины из с. Шигали работали плечом к плечу с Феодорой Трофимовной - Орлова Анастасия Хрисанфовна (1914г. р) иАдюкова Мария Спиридоновна(1912г. р. )

       По воспоминаниям жителя села Шигали Яндутова Валерия Николаевича на сооружении окопов работала Яковлева Таисия Яковлевна, сестра бабушки(1923 г. р. ): «Работали и в лютые морозы. Рыли окопы около деревни Малые Чаки, было очень тяжело.  Приходили только тогда, когда уже  ничего не видно было: уставшие, голодные, замерзшие, грязные. Часто плакали. Спали на полу, на тюфяках из соломы, долго не могли уснуть, потому что болело всё.

Норму выполняли, и, как было запланировано, работу завершили к указанному сроку».

В селе Мусирмы живёт единственный живой свидетель тех далёких событий. Это Данилова Ирина Константиновна. Ей 97 лет. «В семье росли четверо детей: Феодора, Петр, Михаил и я Ирина. Когда началась война, Михаила забрали на фронт, погиб под Курском.

Осенью нас мобилизовали на рытье окопов и траншей, на «окопы», так говорили тогда. Хорошо, что недалеко, на стороне деревень Чубаево и Ново-Шептахово, Чаки, Шоркистры. Копали и около деревни Атнаши. Земля была очень мерзлая, ведь погода стояла холодная, градусов -40. В некоторых местах мерзлый грунт не поддавался ни лому, ни кувалде. Со стороны Шоркистры места под окопы и траншеи стали взрывать аммоналом, нампоручили раскидывать землю, что было намного легче, чем долбить ломом и киркой.

Хотя приходилось весьма несладко, дни проходили в мучениях, нытиков среди нас не было. Хлеб привозили из колхоза, но он замерзал, мы мёрзлый хлеб согревали за пазухой. Питались когда как: иногда ели суп с мясом, иногда хлеб со сладкой водой. Картошку и мясо привозили из дома.

Во время сооружения оборонительных рубежей ярко проявилась отвага и энтузиазм народа, его терпение, решимость любой ценой одержать победу. Суровая зима, тяжелый труд давали о себе знать – многие болели, однако они не уклонялись от работы, самовольно не оставляли строительство. С нами работала женщина из села Н. Щелканы, которая тяжело заболела, но работала до последнего, пока не оставили силы. И её отправили домой, а потом я узнала, что она умерла.

Вспоминаю былое и думаю, что не зря терпели мы лишения и тяготы. Мы тоже внесли значительный вклад в дело великой Победы».

Красная Армия остановила врага на подступах к Москве, разбила его в Сталинградской битве. Хорошо, что Сурский и Казанский оборонительные рубежи не испытали накала боев великой войны. Однако они наглядно показали отвагу и решимость тыла, веру сельского населения республики в грядущую победу.

К сожалению, время неумолимо стирает материальные свидетельства событий тех лет. Уходят из жизни и сами участники этих событий, их осталось совсем немного. Мы убеждены в том, что труженики тыла своим самоотверженным трудом обеспечили себе полное право на вечную память о трудовом подвиге.

В последнее время к местам, где сотни и тысячи людей в слякоть и мороз возводили оборонительные рубежи, направляются школьные поисковые отряды. Это значит, что память живет, а история тех далеких военных лет по-прежнему интересна. Помнить о тех лишениях нужно для того, чтобы не повторились страшные события военных лет, через которые прошёл весь советский народ.

 

Авторы:

Пуклакова Галина Геннадьевна, учитель истории МБОУ «Мусирминская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

Иванова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мусирминская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.