|
|||
История мировой культуры- 2 курс
История мировой культуры- 2 курс 12. 10 21 дс-2-8. 00-9. 35 нхт-2-9. 45-11. 20 фп-2 11. 30-13. Символизм. Для Европы, Франции вторая половина XIX века стала временем крушения идеалов. « 1789г сокрушил королевскую власть и дворянство, 1848-буржуазию, 1851-народ. Остался лишь один подлый, тупой сброд», - говорил Гюстав Флобер. Неприятие общества, где воцарился культ мещанского благополучия, наживы, было характерно для настроения творческой интеллигенции. Изменения произошли и в философском понимании мира и человека. Раньше считалось, что единственной формой познания является опыт. Однако эстетика символизма во многом базировалась на взглядах Артура Шопенгауэра и Анри Бергсона, утверждавшего, что к постижению абсолютной истины человек может идти лишь интуитивным путем. Познать мир в принципе невозможно, ибо им владеет злая сила. Можно постараться уйти от него в свой внутренний мир, а искусство – оазис в пустыне жизни. Благодаря интуиции художника именно искусство иногда дает истинное, совершенное знание о мире. Приверженцам Шопенгауэра импонировало учение Платона, считавшего конкретные предметы и явления отражением «абстрактных» идей, существовавших в «подлинном» мире. Поэты использовали слова в символическом, а не конкретном значении. Они провозглашали высшей реальностью потустороннюю жизнь, некую тайну. Отразить ее может символ. Возникший во Франции символизм во многом являлся реакцией на натуралистическое изображение жизни в творчестве Э. Золя, братьев Эдмона и Жюля Гонкуров. Натуралисты полагали, что правда факта выглядит более убедительно, чем художественный вымысел. Символисты, напротив, пренебрегали реальной правдой жизни, стремясь найти потаенный, особый смысл вещей, ударялись в мистику. Поэты Шарль Луи Бодлер, Артюр Рэмбо, Поль Верлен, Стэфан Малларме провозглашали высшей реальностью потустороннюю жизнь, некую тайну. Отразить ее может символ. Символ (от гр. symbolon - симео -знак), в отличие от знака, предназначен не только для того, чтобы предать внешнее сходство, но и чтобы показать сущность жизненного явления. А. А. Лосев писал о двух гранях символа, который « открывает реальность и открывает душу ». Т. е. существует некое потаенное содержание, не высказываемое словесно. Берестовская Д. С. : «Смысл символа многоуровневый, на разных уровнях в его понимание могут включаться различные историко-культурные слои. Все толкование символа можно свести к двум традициям: 1. В традиции Аристотеля символ понимается сугубо реалистически – как знак, значением которого является другой знак или знак другого языка. 2. В традиции Платона – своеобразный переход из мира рационального в мир иррациональный. Представители символизма в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытымреальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли Признанные лидеры поэтов-символистов - французы Поль Верлен (1844—1896 ) и Артюр Рембо (1854-1891). Направление распространяется и в других странах. Сильное влияние французского символизма испытал немецкий поэт Стефан Георге (1868—1933). Его концепция о себе как носителе германского духа появилась в книге « Гобелен жизни », а затем в сборнике «Седьмое кольцо». Символистические пьесы писал бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862—1949), - автор произведений «Принцесса Мален», «Папеас и Шписандра » - о повседневной таинственной обреченности человека на одиночество, смерть, знаменитой пьесы-сказки «Синяя птица» — о возможности победы над злыми природными и жизненными стихиями В 1886г. в газете «Фигаро» был опубликован «Манифест символистов». Они (после очерка Верлена) именовали себя «проклятыми поэтами». Стремились отразить не только внешнюю форму вещи, но постичь ее сущность, проникнуть в тайны мира. В поэзии это возможно только с помощью символов, отражающих высшую правду, высшие знания о предмете. Вслед за Шопенгауэром говорили, что искусство дает высшие знания о мире. Для Шопенгауэра самым возвышеннымискусством была музыка. «Лишь с ее помощью, - считал он, - можно проникнуть в суть вещей. Не пластичный художественный образ должен доминировать в произведении искусства, а загадочный музыкальный символ». Само звучание стихотворения, сплетение звуков приобретает смысл. Со звуковыми образами непосредственно связаны зрительные образы – символы. Символисты грубо попирали аристократизм поэтической речи, вносили в стихи вульгаризмы. Поэт противостоял страшным реалиям окружающей жизни, жестокой и грязной действительности ( «Альбатрос» Бодлера). Интуитивное прозрение – ключ к тайной жизни этого мира. Отсюда самоценность творческого «я» художника. Французский символизм рождается в творчестве Шарля Луи Бодлера (1821-1867). Бодлер родился 17. 04 1821г. в Париже. Отец- Жозеф Франсуа выходец из крестьян, интеллигент из народа ( 60лет), был воспитателем в знатном доме. Сумел привить сыну страсть к живописи, восторженное отношение к революции. Скончался, когда Шарлю не было и семи лет. Глубоко был травмирован тем, что его мать – Каролина Аршембо-Дюфан ( в свое время в 25 лет ставшая женой Жозефа-Франсуа по расчету), едва дождавшись установленного законом срока вдовства, вышла за офицера, который дослужился до генерала и сенатора Второй империи. Исключенный при неясных обстоятельствах из лицея, Бодлер отказался от административной карьеры. Мать говорила: «Какое разочарование! Какое горе! » даже тогда, когда сын уже стал известным поэтом. Отчим отправил в годичное плавание по Атлантике и Индийскому океану. С острова Маврикий, Реюньона вернулся на первом же корабле, в колониях не служил. Два свободных года в жизни поэта. Попал в круг творческой молодежи, влюбился в даму полусвета - Жанну Дюваль ( мулатку). При этом – дисциплина творческого труда. Годами отделывал произведения, изучал Стендаля, Бальзака. В 23 года мать и отчим добились установления опеки над поэтом (навечно). Поставило в унизительное положение, зафиксировав гражданско - правовую неполноценность. Фактически морили голодом вплоть до паралича и смерти. Не случайно поэта навещали приступы скепсиса и меланхолии. Первый период творчества - до 1848г. , когда поэт в духе романтической традиции представлял угнетенных как отверженных, придерживался анархически – бунтарских взглядов. Сочувствовал рабочим, был на баррикадах во время июльской революции. Второй период - с 1848 по начало 1852г. (реалистический). Выступает за связь искусства с жизнью, критикует теорию «искусства ради искусства », называя ее прискорбной манией, превращающей читателя в инертное существо, а писателя – «в курильщика опиума». Поэт писал: «Представьте - в городе все вверх дном, сроятся баррикады. Вдруг вы встречаете исполненное блаженства существо со странной, испещренной иероглифами книжкой…Вы задаете ему вопрос: на чьей вы стороне? – Друг мой, - отвечает он медоточивым голосом, - я только что открыл новые очень интересные сведения о бракосочетании Исиды и Осириса. – Черт тебя побери с твоими Исидой и Осирисом и всем их потомством» (статья «Языческая школа » - первое значительное выступление против группы «Парнас» во французской критике). В это время сложился замысел книги « Цветы зла». Сначала хотел назвать «Лимбы»- по аналогии с кругами ада. В созданных в 50-е годы стихотворениях (« Авель и Каин», «Вино грешников», «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки ») кроме мятежных, богоборческих тенденций конкретизируется образ Парижа бедняков. В стихотворении «Вино тряпичников» говорится – сон создан Богом, чтобы утолить жажду возмездия угнетенных. Горькое разочарование у поэта вызвал переворот Луи Бонапарта. Отсутствие веры в прогресс, в возможность повлиять на ход политических и социальных событий сближают Бодлера с эстетикой т. н. группы «Парнас» (группы предшественников символистов, сложившейся в 50-е годы 19 столетия). Это Леконт де Лилль, Теодор де Банвиль, Жорж Мари Эредиа. Назвали объединение по тени горы, где обитал Аполлон, бог Солнца и покровитель искусства. Парнасцы были сторонниками « чистого искусства», т. е. считали, что искусство не должно касаться социальных вопросов, должно возвышаться, ничему не служить и не иметь цели. Большую роль придавали красивой форме. Бодлером в подобном духе был создан сонет «Соответствия» После сближения с парнасцами появилось непосредственное название сборника - « Цветы зла » (Его автор не сам поэт, а его друг Ипполит Бабу, пострадавший от репрессий Наполеона III). Не присутствовало ли любование злом в творчестве поэта? – задавали вопрос критики. Но на самом деле имело место стремление к идеалу, дух мятежа. Название было вызовом тому времени, когда цветы могли быть только цветами зла. В книге 6 разделов: 1. Сплин и идеал; 2. Парижские картины; 3. Вино; 4. Цветы зла; 5. Мятеж; 6. Смерть. Цикл стихотворений, посвященных Жанне Дюваль, мрачен и дионисийски эротичен. Любовь показана как греховная, эгоистическая, чувственная страсть – с тоской и ужасом. В то же время стихотворения, посвященные Полине Сабатье, воспевают возвышающее воздействие любовных переживаний («Духовная заря», «Исповедь», «Живой факел», «Что можешь ты сказать, мой друг, всегда ненастный») Пишет о жалком положении человека и поэта в современном обществе, о вечной борьбе («Бочка ненависти», «Надтреснутый колокол»). К числу наиболее героических стихотворений относят сонет «Музыка» (первоначальное название «Бетховен»). Идея бетховенских симфоний – в перипетиях борьбы корабля с океаном –то грозно бушующим, то приводящим моряка в отчаяние своим штилем. С горечью рисует нравственный упадок современного общества. «Цветы зла» - динамитная бомба, упавшая в общество Второй империи. Судебный процесс, возбужденный по поводу книги в 1857г, велся с формулировкой «против реализма». ( Был аналогичный процесс из-за романа «Мадам Бовари» - но Флобер был оправдан. ). Бодлер замечал с иронией: «Отныне мы все должны писать только утешительные книги, доказывая, что человек от рождения хорош, и все люди счастливы». В приговоре говорилось: «Миссией литературы является украшение и развлечение духа посредством возвышения интеллекта и очищения нравов». В защиту поэта выступили Флобер, Гюго. Но – признали виновным, присудив штраф 300 франков и конфискацию тиража. «Вы получили одну из тех редких наград, - писал В. Гюго, - которые только способен дать существующий режим». Процесс положил начало новому периоду в творчестве Бодлера. Начинает активно следить за событиями общественной жизни. Появляется самая реалистическая, социально насыщенная часть книги, - стихотворения «Испытание полночи», «Старушки», «Часы», «Лебедь» (последнее хранил на груди во время расстрела герой Сопротивления Жак Прево). Возрождение гуманистических интересов, настроений. Сочувствие к трудящимся, простому человеку. Из-за приговора издатели отвергали произведения. В апреле 1864г. Бодлер едет в Бельгию, надеясь заработать денег лекциями. Не удалось. Неизлечимо болен. Вел жалкое существование в Бельгии, но мать не хотела отказываться от опеки. В конце лета 1866г. разбил паралич, лишился речи, впал в слабоумие. Когда сестры клиник Дюваль пытались заставить выполнить религиозные обряды, поэт оттолкнул их (как его герой в стихотворении «Непокорный»). 31 августа 1867г. скончался. Посмертно осудили «Книгу обломков» - сборник стихов, не вошедших в «Цветы зла». Только в 1946г Учредительное собрание Франции по требованию ФКП реабилитировало Бодлера, нанеся удар лицемерию и фарисейству. Поль Верлен (1844-1896) – виднейший представитель французского символизма. Родился в провинции в семье инженера. В 7 лет переехал с родителями в Париж. Первые стихи написаны еще в школе. Поступил в университет на факультет правоведения, но не закончил из-за материального положения. Поступил на службу в качестве мелкогочиновника. Наизустьзнал многие стихотворения Бодлера (любимое произведение - «Альбатрос»). Сближается с парнасцами. В1803г публикует в сборнике парнасцев стихотворение. Темы – природа, любовь, изменчивые метаморфозы человеческой души. В 1866г. – 1 сборник стихов – «Сатурнические поэмы». Темы безысходности, страдания (представления о том, что рожденного под знаком Сатурна ждет несчастливый жизненный путь). Пессимизм, разочарование, но любовь – возвышающее душу чувство. Образ прекрасной дамы, традиционный в символической поэзии. Стихотворения Верлена необычайно музыкальны. Один из шедевров лирики – «Осенняя песня». В душе лирического героя слиты звуки музыкального инструмента, печаль. Прослеживается многозначность символа. Голоса природы, готовящейся к умиранию, звуки реальной скрипки, льющаяся мелодия которой созвучна происходящему в природе. Это может олицетворять и те силы, которые диктуют природе умирание, нечто стоящее над реальностью. Настроение передается при помощи звуковых повторов, аллитерации сонорных: Ies sanglots longs Des violons De l, automne Blesent mon colur D, une langueur Monotomne Издалека Льется тоска Скрипки осенней – И не дыша Стынет душа в оцепененьи. Час прозвенит - И леденит Отзвук угрозы, А помяну в сердце весну – Катятся слезы. И до утра злые ветра В жалобном вое. Крутят меня, словно гоня С палой листвою. Высокую оценку сборнику дали А. Франс, В. Гюго. В 1869г. выходит 2 сборник «Галантные празднества » - также положительно оцененный критикой. В 1870г. женился на Матильде Моте, вышел сборник «Добрая песня», но семейное счастье оказалось недолговечным. Гибель Парижской коммуны Верлен воспринял как катастрофу. О трагической. судьбе коммуны пишет в заключительной части поэмы «Побежденные», завершенной в 1879г. Избегая расправы, скрывался у друзей. Знакомится с А. Рэмбо. Подружились, отправились в эмиграцию. После 1871г. жизнь Верлена проходила в среде деклассированной богемы, постоянных скитаниях по Бельгии, Англии. Часто и бурно ссорились. Во время ссоры ранил Рэмбо, получил два года тюрьмы. Жена развелась с поэтом. Четвертый Сборник - «Песни без слов». В этом же году – стихотворение «Искусство поэзии», написанное против рационализма в искусстве, в котором говорится: «Поэт, бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело». В тюрьме обращается к религии. В 1881г - сборник « Мудрость». В 1894г во Франции был признан « Королем поэтов ». Особой радости почетное звание не принесло, чувствовал – творческие силы на исходе: « Я всего насмотрелся, поверь. Как затравленный, загнанный зверь Рыскать в поисках крова и мира Больше я, наконец не могу. И один, задыхаясь, бегу Под ударами целого мира. » 18 августа 1896г. поэт скончался. Артюр Рембо (1854-1891). Эта судьба завершала 19 век французской поэзии. 17-летним юношей, ушедшим из семьи, появился в Париже. Был уже автором многих стихотворений. Разгромлена Парижская коммуна. В стихах – боль от перенесенных утрат. - «Париж заселяется вновь», «Руки Жан- Мари» - образ парижской работницы, участницы боев с кандалами на руках. Пристрастие к гротеску, резким и неожиданным метафорам и сравнениям. Перемешивал поэтическое с прозаическим, высокое с вульгарным. Эпатируют сами названия – « Бал повешенных», «Искательница вшей» «Пьяный корабль». Контраст замызганной корабельной палубы и бескрайних морских просторов. Отброшенный в океан без команды, которую «индейская ловкость избрала мишенью», корабль летучим голландцем мчится среди стихий. Обреченный на гибель, ведь рано или поздно ему быть разбитым в щепки, корабль бросает вызов Солнцу, пятна которого уподобляются фурункулам, лазури небес («сопли лазури»), «иступленным рассветам», «лунам свирепым». Однако ему не по пути к коммерческими судами и плавучими тюрьмами, отвозящими заключенных. Образ корабля олицетворяет характерную для символистской и последующей декадентской литературы мысль о бренности и бессмысленности человеческого бытия. Это взволнованная исповедь поэта, не признающего жестокого мира, где царит произвол, насилие. Порыв к свободе, трагическая неприкаянность души, вызов, трагический накал. Два сборника, написанные в Париже – «Озарение» «Лето в саду» - свидетельствуют о зрелом мастерстве поэта и удивительном чувстве слова. Тема -крушение юношеских иллюзий. Поэт не может принять мир, где творится зло, страдают люди. Традиционен для Рэмбо мотив смерти («Офелия», «Спящий в саду», «Бал повешенных»). Если в первом стихотворении смерть приходит в образе опутанной белыми водяными лилиями Офелии, то в других предстают как ушедший по чужой воле юный солдат, зловеще раскачивающиеся трупы. Угнетала дисгармония жизни. Уже в первом сборнике мотивировал свой уход из литературы. Поэзия ничего не значит там, где правят деньги. Оставил литературное творчество, скитался по миру. Его обворовывали, обманывали. Возвращается, тяжело заболевает. Умер в больнице для бедных. Домашнее задание: ` законспектировать и выучить материал, прочитать раздел по учебнику Кравченко «Культурология», с. 164-166
|
|||
|