Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ



ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

1: 1-5

В некотором смысле Деяния представляют вторую главу незавершенной истории. Во-первых, Деяния являются продолжением первого послания Луки Феофилу. В первом послании, в Евангелии, Лука рассказал историю жизни Иисуса на земле. Во втором он продолжает рассказ об истории христианской Церкви. С другой стороны, Деяния являются второй частью истории, не имеющей конца. Ведь Евангелие – это лишь история " о всем, что Иисус делал и чему учил от начала".

Книга Деяний апостолов открывается напоминанием. В последних стихах Евангелия от Луки он сказал Феофилу, что непосредственно перед Своим вознесением Господь дал ученикам обетование, что они будут крещены Духом Святым (Лк. 24: 48-53).

Теперь Лука намеревается продолжить повествование, поэтому возвращается к этому захватывающему и радостному обетованию вновь. И делает он это неслучайно, поскольку в этом обетовании Духа скрыты ростки всех духовных побед, о которых повествуется в книге Деяний. Лука называет свое Евангелие предыдущим повествованием, или первой книгой. В ней он зафиксировал то, что Иисус начал делать и чему Он начал учить. В Деяниях он продолжает свои записи, подробно рассказывая о том, что Иисус продолжил делать и чему Он продолжил учить посредством Святого Духа после Своего вознесения.

Заметьте, что служение Господа выражалось и в делах, и в словах. Оно не было доктриной без исполнения или вероучением без действия. Спаситель был живым воплощением того, чему Он учил. Он на практике осуществлял то, что проповедовал.

Прочитав этот стих, Феофил должен был вспомнить, что предыдущая книга Луки заканчивалась рассказом о вознесении Спасителя: Он вознесся. Он также должен был вспомнить последние наставления, которые Господь дал одиннадцати апостолом перед вознесением.

В течение сорока дней между Своим воскресением и вознесением Господь являлся ученикам со многими верными доказательствами Своего телесного воскресения (Ин. 20: 19-26; 21: 1-14).

В это время Он также говорил с ними о Царстве Божьем. Его прежде всего заботили не земные царства, но пределы, в которых Царем считается Бог. Это Царство нельзя смешивать с Церковью.

В настоящее время Царь отсутствует. Однако Ему подвластно невидимое Царство на земле (Кол. 1: 13). Его подданные – все те, кто согласился хранить Ему верность (Мф. 25: 1-12). В определенном смысле оно состоит из всех, кто считает себя христианином, – это его внешний аспект (Мф. 13: 1-52). Но на самом деле оно включает только тех, кто родился свыше (Ин. 3: 3-5). Царство в его нынешнем состоянии описано в главе 13 Евангелия от Матфея, в притчах Церковь – это нечто совершенно новое. Она не была возвещена в пророчествах ВЗ (Еф. 5: 3). В нее входят все верующие – от дня Пятидесятницы до восхищения. Как Невеста Христова, Церковь будет царствовать с Ним в Тысячелетнем Царстве и навсегда разделит с Ним Его славу. Христос, как Царь, вернется в конце великой скорби, уничтожит Своих врагов и установит Царство правды на всей земле (Пс. 71: 8). Хотя Его правление из Иерусалима продлится только тысячу лет (Откр. 20: 4), Его Царство вечно в том смысле, что все враги Божьи в конце концов будут уничтожены и больше никто не будет Ему сопротивляться или препятствовать навечно воцариться на небесах.

Далее Лука повествует о встрече Господа со Своими учениками, когда они собрались в комнате в Иерусалиме. Воскресший Спаситель повелел им оставаться в Иерусалиме. Но почему в Иерусалиме, не без основания могли они задавать себе вопрос. Для них это был город ненависти, жестокости и гонений.

Исполнение обещанного от Отца должно было произойти в Иерусалиме. Пришествие Духа должно было состояться в том самом городе, где распяли Спасителя. Присутствие Духа должно было стать свидетельством тем людям, которые отвергли Сына Божьего. Дух Правды осудит мир греха, принесет праведность и правосудие – и все это прежде должно произойти в Иерусалиме. Ученикам суждено было принять Духа Святого в том городе, где сами они отреклись от Господа и бежали, спасая свои жизни. Они должны были проявить мужество и бесстрашие в том самом месте, где они показали себя слабыми и трусливыми.

Уже не в первый раз ученики слышали об обещанном от Отца из уст Спасителя. В продолжение всего Своего земного служения, и особенно в последней беседе накануне страданий, Он говорил им о том, что придет Утешитель (Лк. 24: 49; Ин. 14: 16-26; 15: 26; 16: 7-13).

Теперь, во время последней встречи с ними, Он повторяет это обетование. Некоторых, если не всех из них, Иоанн уже крестил водой. Но Иоанново крещение было внешним и физическим. Вскоре они будут крещены Духом Святым, и это крещение будет внутренним и духовным. (Между воскресением и вознесением Христа прошло сорок дней. Еще десять дней прошло до дня Пятидесятницы. Но Господь не указал точное время, возможно, для того, чтобы ученики пребывали в постоянном ожидании. )

Первое крещение формально объединяло их с кающейся частью народа израильского. Второе объединит их в Церковь – Тело Христово – и тем самым укрепит для служения.

Деяния, учат нас, что жизнь Христа продолжается в Его Церкви. В Евангелии мы узнаем о Христе, Его деяниях и страданиях. В Деяниях Его место заняли Его ученики, их деяния, мысли и учение. Церковь продолжала делать то, что смерть прервала в жизни Иисуса. Деяния знакомят нас с Церковью, продолжающей жизнь Христа. Поэтому, мы должны стараться быть Церковью, продолжающей жизнь Христа.

Этот первый отрывок сообщает о том, как Церковь посредством Святого Духа приобрела власть делать это. И мы часто отождествляем Святого Духа с Утешителем. Утешитель, поэтому, наполняет сердца людей мужеством и силой. В Деяниях трудно разделить творения Святого Духа от деяний воскресшего Христа, и нет необходимости разделять их, ибо явление Духа является исполнением обещания Иисуса: " И се, Я с вами во все дни, до скончания века" (Мф. 28: 20).

Следует также отметить, Апостолам было повелено ждать явления Святого Духа. Мы имели бы больше силы, смелости и мира, если бы научились ждать.

В повседневной жизни мы должны быть спокойными. " А надеющиеся на Господа обновятся в силе" (Ис. 40: 31). И среди напряженной работы важно находить для обновления сил.

1: 6-8

Характерен вопрос учеников: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слово Посему, с которого начинается стих 6, указывает на то, что вопрос этот вытекает из сказанного в предыдущем стихе. Дело в том, что в еврейском сознании (и в представлении учеников) излияние Духа тесно связывалось с «наступлением» обетованного народу царства. Представления эти черпались евреями в ветхозаветных писаниях (Ис. 32: 15-20; 44: 3-5; Иез. 39: 28-29; Иоил. 2: 28-31; Зах. 12: 8-10). Поэтому стоило Иисусу сказать апостолам о крещении Духом, как они тут же решили, что приближается время восстановления царства.

На протяжении всей своей проповеднической миссии Иисусу приходилось сталкиваться с серьезными недоразумениями. Центральное место в Его проповеди, занимало Царство Божие (Мк. 1: 14), под которым Он понимал вовсе не то, что понимали Его слушатели.

Иудеи ясно сознавали, что они избранный Богом народ. Под этим они понимали особые привилегии, и что им предназначена мировая власть. Однако, весь ход развития истории этого народа показывал, что, в чисто человеческом понимании, это никогда не осуществлялось. Палестина – небольшая страна 190 километров с севера на юг и 65 км с запада на восток. Когда-то она была независима, но потом покорена поочередно Вавилоном, Персией, Грецией и Римом. Поэтому иудеи стали ждать того дня, когда Бог сам непосредственно вмешается в историю человечества и обеспечит Израилю то мировое господство, о котором они мечтали. Царство мыслилось ими в политических категориях.

Как же Иисус представлял Себе его? Вспомним слова из молитвы " Отче наш" - " да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе".

Иисус подразумевал под Царством земное общество, в котором воля Божия будет такой же безупречной, какой она является на небе. Именно поэтому Его Царство должно быть основано на любви, а не на силе.

В стихе 7 Иисус говорит, что «не им знать» о времени установления Царства и о способах и обстоятельствах его установления Отцом, какие Он избрал в Своей власти. (Хотя в русском переводе – «сроки», в оригинале речь идет именно о способах и обстоятельствах осуществления надежды народа. )

Иисус предупреждает Церковь во все времена не претыкаться о камень, камень страстного влечения к запретному знанию – и не вторгаться в невидимое, скрытое Господом.

Он уже передал ученикам много знаний, превышающих познания других людей (Вам дано знать тайны Царствия Божия... ), и пообещал им Своего Духа, Который должен был научить их еще большему. Ныне же, чтобы они не превозносились обилием откровений, Он дает им понять: есть нечто, знать о чем не их дело. Если мы помыслим о том, как много человеку неведомо, то поймем, как мало у него оснований гордиться своим ведением.

Перед Своей смертью и после Своего воскресения Христос наставил учеников во всем, что было необходимо для исполнения ими своих обязанностей; теперь же Он хочет, чтобы они довольствовались этими уроками, ибо этих знаний достаточно для христианина, а пустое любопытство есть дурная наклонность, которую надлежит умерщвлять, а не ублажать.

Сам Христос свидетельствовал ученикам о Царствии Божьем и обещал, что они будут

Его свидетелями. Это свидетельство должно было распространяться: сперва в Иерусалиме, потом во всей Иудее, потом в Самарии – наполовину иудейской стране, которая должна была послужить своего рода мостом в языческий мир и, наконец, свидетельство должно было дойти до края земли.

Отметим особенности христианского свидетельства:

Во-первых, свидетель не говорит: " Я думаю, это было так". Он говорит: " Я знаю, что это так".

Во-вторых, истинный свидетель достоверен не только по словам, но и по делам.

В-третьих. По-гречески свидетель и мученик определяются словом мартус. Свидетель должен был быть готовым стать мучеником. Быть свидетелем означает быть верным, чего бы оно ни стоило.

1: 9-11

В этом коротком отрывке:

Во-первых, говорится о вознесении. Лишь Лука пишет об этом, и он говорил уже о нем в своем Евангелии (Лк. 24, 50-53). Факт вознесения необходим по двум причинам:

а) Он ясно показал возвращающегося Иисуса к принадлежавшей Ему славе. Прошли дни Его явлений после воскресения. Ясно, что это было особое время, но которое было ограничено. Также ясно, что завершиться этот период должен был чем-то необычным. Ведь было бы странно, если бы эти явления Христа после Его воскресения стали реже и в конце прекратились.

б) Чтобы понять вторую причину, представим себе ту эпоху. Ведь теперь мы не считаем небо как место за небосводом в нашем понимании оно – порука состояния блаженства, в котором мы будем навечно с Богом. Но в те дни даже самый мудрый человек считал землю плоской, а небо расположенным небосводом. Поэтому, чтобы дать своим ученикам неопровержимое доказательство того, что Он вернулся к Своей славе, Иисус должен был вознестись на небеса. Но следует обратить внимание еще и на следующее. Когда Лука рассказывает об этом в своем Евангелии, он говорит: " Они... возвратились в Иерусалим с великой радостью" (Лк. 24, 52). Несмотря на виденное ими вознесение, а может быть, именно поэтому, ученики были уверены в том, что Иисус не покинул их, но что Он всегда с ними.

Во-вторых, мы здесь сталкиваемся с учением о втором пришествии. В связи с ним следует помнить два момента:

а) Рассуждать о том, когда и как это произойдет, было бы глупо и бессмысленно. Сам Иисус сказал, что даже Он не знает дня и часа, когда придет Сын человеческий (Мк. 13: 32). Рассуждать о том, что скрыто даже от Христа, нелепо.

б) Сущность христианского учения состоит в том, что Бог предначертал план для каждого человека и для всего мира. Важно помнить, что история – не хаотическое сочетание случайных событий, которые никуда не ведут. Мы верим, что имеется божественное предначертание, к которому все творение движется, и что, когда оно Свершится, Иисус будет Судьей и Господом всего. Второе пришествие не может быть предметом теоретических рассуждений и простого любопытства; это обращенный к нам призыв быть готовыми, когда этот день придет.

1: 12-20

Прежде чем перейти к судьбе предателя Иуды, надобно отметить несколько моментов. Суббота была для иудея днем отдыха, когда была запрещена всякая работа. Пешеходная прогулка была ограничена в 2000 локтей (900 м), и это расстояние называлось расстоянием субботнего пути.

Интересно отметить, что братья Иисуса находятся здесь вместе с учениками Иисуса. Во время Его жизни Его родственники иногда стояли на стороне Его противников (Лк. 3, 21). Возможно, только смерть Иисуса открыла им, как и многим другим, глаза и тронула их сердца сильнее, чем Его жизнь.

Мы узнаем, что тогда было около 120 учеников. Это одно из вдохновительных новостей в Новом Завете. В то время лишь сто двадцать человек чувствовали свою общность с Иисусом Христом и маловероятно, чтобы хотя один из них побывал когда-нибудь до этого за пределами Палестины. Если принять во внимание, что в Палестине проживало около четырех миллионов иудеев, то из 30 тысяч населения лишь один был христианином. И на этих сто двадцать простых людей была возложена задача выйти в мир и проповедовать Христово Евангелие. Христианская Церковь имела самое малонадежное начало. Может быть, и иногда мы являемся единственными христианами на работе или в своем кругу общения. Эти сто двадцать человек смело приняли возложенное на них задание, и нам следует поступать также, и, может быть, мы тоже будем тем семенем, из которого вырастет вокруг нас Царство Божие.

Большой интерес в этом отрывке представляет судьба Иуды. Не совсем ясно, как следует понимать греческий текст, но по Матфею (Мф. 27: 3-5), ясно, что Иуда покончил с собой. Навсегда останется загадкой, почему же Иуда предал Иисуса. Высказывались по этому поводу различные предположения.

1. Высказывалось предположение, что прозвище Искариот означает муж из Кариот. В этом случае Иуда, один среди всех апостолов, не был уроженцем Галилеи. Может быть, он чувствовал себя чужаком среди них и был настолько огорчен этим, что совершил это ужасное преступление.

2. Возможно, он совершил это предательство, дабы спасти самого себя, и только потом осознал чудовищность содеянного.

3. Может быть, он сделал это из корыстолюбия. Если это так, то это была самая чудовищная сделка в истории человечества, ибо он продал своего Господа за тридцать серебряников, то есть приблизительно за 35 рублей. По Исх. 21: 32 это была стоимость раба.

4. Возможно, Иуда стал ненавидеть Иисуса. От других он скрыл свои предательские мысли, но Иисус видел его насквозь. И, поэтому, Иуда видел единственный выход в том, чтобы убить Того, Кто знал его истинную сущность.

5. Может быть, прозвище Искариот по-гречески означает человека с кинжалом. Эти " люди с кинжалом" являлись членами террористической националистической организации, бывшими всегда готовы совершить политическое убийство в борьбе за освобождение Палестины. Возможно, Иуда сначала видел в Иисусе руководителя, способного повести националистическое движение к победе; но когда узнал, что Иисус отрицает этот путь, он отвернулся от Него и в своем крайнем разочаровании предал Его.

6. Но, вероятней всего, Иуда никогда не рассчитывал на смерть Иисуса, а предал Его для того, чтобы побудить Его к действиям. В таком случае он, увидев трагические последствия своего деяния и крах своего плана, и движимый угрызениями совести, " пошел и удавился".

Как бы это ни было, Иуда вошел в историю человечества как человек с самым черным именем изо всех людей. Нет покоя человеку, предавшему Иисуса.

1: 21-26

Посмотрим, как был выбран человек, который занял место Иуды среди апостолов. Может показаться странным, что для этого бросали жребий. Но среди иудеев это был естественный образ действия, потому что все должности и обязанности в Храме так определялись. Имена кандидатов записывались на камнях, камни опускали в сосуд, который встряхивали до тех пор, пока вылетал один камень; тот, чье имя стояло на камне, и был избран.

Но, обратим внимание на две чрезвычайно важные истины.

Во-первых, здесь сказано, что апостол должен быть свидетелем воскресения. Христова. Принципиальное отличие христианина в том, что он знает Иисуса, а не в том, что он знает о Нем. Ошибочно рассматривать Иисуса как человека, который жил и умер, жизнь которого мы изучаем, и историю которого мы читаем. Иисус не действующее лицо книги, Он живет и присутствует среди верующих; а христианин – человек, жизнь которого свидетельствует о том, Которого он знает, как воскресшего Господа, пребывающего в нем.

Апостолом мог стать тот, кто всегда был вместе Иисусом. Истинный христианин изо дня в день живет с Ним. Мы часто говорим о том, что было бы, если бы Иисус был здесь, и как бы мы жили иначе, если бы Он был в наших домах и на нашем рабочем месте. Но ведь именно так и обстоит дело: Иисус пребывает среди нас, и истинный христианин живет всегда со Христом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.