|
|||
ЧЕЛОВЕК.Человек - субъект культурно-социально-исторической деятельности, представляющий собой единство биологической и социальной природы; существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек - существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление. Индивид (лат. individuum — неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д. ). Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Наиболее общие характеристики: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Индивидуальность - неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой; неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека. Это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит:
Антропосоциогенез – это скачок от биологического к социальному, скачок, растянутый во времени. Хронологические рамки: Общественное бытие человека - это бытие совместно с другими представителями рода " человек", бытие среди других, для-себя бытие через других, Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии). Совокупность условий материальной жизни общества бытие в себе и для себя. Способности - индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления.
Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать)-1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Интерес - реальная причина деятельности социальных субъектов:
Сознательное (по Фрейду) - одна из трех систем (бессознательное - предсознательное - сознательное) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Основная роль сознательного - это " роль органа чувств для восприятия психических качеств".
Бессознательное - вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.
Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией и
Свобода личности и необходимость - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: " свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает " способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.
Воля - психическая способность, выражающаяся в сознательной целенаправленности движений, действий, поступков, поведения. Воля. тесно связана с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением. Волевые движения предполагают глубокое осознание цели и путей, ведущих к ней. Эмоции является могучим двигателем воли, но подчиняются (у волевого человека) рассудку.
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.
Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, проявляющаяся в форме рациональной оценки собственных поступков и в форме эмоциональных переживаний.
|
|||
|