|
|||
Испытание.«В военные годы среди учеников Луговской средней школы внедрился своеобразный конспиративный порядок. Каждому вновь прибывшему учителю устраивался экзамен на выдержку. На первом же уроке мы вели себя вызывающе: шумели, выкрикивали, пускали по классу бумажные галки – хулиганили. Полуголодные, плохо одетые и обутые, а для хулиганства необходимая энергия, откуда то находилась. Если испытуемый учитель начинал нервничать кричать или уходил из класса, он лишался нашего доверия. И никакие уговоры классного руководителя завуча и даже директора школы не достигали цели. Никто не помнил, когда и кем был внедрен этот порядок, но он действовал уверенно и без промаха. Суровой голодной и холодной зимой 1943 года по школе разнеслась весть: прибыл новый учитель, - то ли истории, то ли географии. От этой новости мы в душе ликовали – представлялась возможность отличиться. События назревали быстро. Однажды после звонка на урок дверь в класс отворилась, и в ее проеме появился стройный мужчина с загорелым красивым лицом лет тридцати. В руках он держал большую свернутую географическую карту, под мышкой – классный журнал. Он представился: Николай Львович Шагар. - Седьмой класс? – спросил он и, не дожидаясь ответа, пошел к учительскому столу. Затем повесил карту на гвоздь у классной доски сел на стул и открыл классный журнал. По списку учитель вызывал учеников к доске и задавал им вопросы: где остров Котлин? Какой на нем город?.. Мы ждали сигнала к атаке. Но к нашему большому огорчению повод для этого не представился. Тем не менее, в классе становилось шумно. Мы упорно стремились вывести учителя из терпения. Но это нам не удавалось. Учитель спокойно сидел на стуле и беседовал с учениками, вызванными к карте, и на ситуацию в классе не обращал внимания. Поведение учеников становилось все агрессивнее. Но на протяжении всего урока учитель Шагар обескураживал нас своей спокойной требовательностью. Раздался звонок. Учитель снял карту с гвоздя, снова взял по мышки классный журнал и вышел из класса. Вслед ему смотрели униженные ученики седьмого класса, потерпевшие такое поражение. Через несколько минут в класс вошла наш классный руководитель Н. В. Дремова. В свое время она подвергалась аналогичной проверке: при первом знакомстве ученики привязали к дверной ручке дохлую мышь. - Вот черти! – воскликнула она тогда, но не пошла, жаловаться, а сама одержала над ними нелегкую победу. При ее появлении в классе установилась тишина. Надежда Васильевна подошла к столу и строгим проницательным взглядом посмотрела в класс. Она во время урока находилась в соседнем классе и все слышала. - Николай Львович, произнесла она твердым голосом, - участник Сталинградской битвы… В классе установилась гнетущая тишина. Надежда Васильевна пошла к двери. В тишине был четко слышен скрип удаляющихся шагов. Участник Сталинградской битвы… Эти три слова оказали на нас магическое воздействие. Много историй с географией было потом. Но первое испытание Николай Львович Шагар выдержал». Красногвардеец. – 1990. - №122
|
|||
|