Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Испытание.



 «В военные годы среди учеников Луговской средней школы внедрился своеобразный конспиративный порядок. Каждому вновь прибывшему учителю устраивался экзамен на выдержку. На первом же уроке мы вели себя вызывающе: шумели, выкрикивали, пускали по классу бумажные галки – хулиганили. Полуголодные, плохо одетые и обутые, а для хулиганства необходимая энергия, откуда то находилась.

Если испытуемый учитель начинал нервничать кричать или уходил из класса, он лишался нашего доверия. И никакие уговоры классного руководителя завуча и даже директора школы не достигали цели.

Никто не помнил, когда и кем был внедрен этот порядок, но он действовал уверенно и без промаха.

Суровой голодной и холодной зимой 1943 года по школе разнеслась весть: прибыл новый учитель, - то ли истории, то ли географии. От этой новости мы в душе ликовали – представлялась возможность отличиться.

События назревали быстро. Однажды после звонка на урок дверь в класс отворилась, и в ее проеме появился стройный мужчина с загорелым красивым лицом лет тридцати.

В руках он держал большую свернутую географическую карту, под мышкой – классный журнал. Он представился: Николай Львович Шагар.

- Седьмой класс? – спросил он и, не дожидаясь ответа, пошел к учительскому столу. Затем повесил карту на гвоздь у классной доски сел на стул и открыл классный журнал. По списку учитель вызывал учеников к доске и задавал им вопросы: где остров Котлин? Какой на нем город?..

Мы ждали сигнала к атаке. Но к нашему большому огорчению повод для этого не представился.

Тем не менее, в классе становилось шумно. Мы упорно стремились вывести учителя из терпения. Но это нам не удавалось. Учитель спокойно сидел на стуле и беседовал с учениками, вызванными к карте, и на ситуацию в классе не обращал внимания. Поведение учеников становилось все агрессивнее. Но на протяжении всего урока учитель Шагар обескураживал нас своей спокойной требовательностью.

Раздался звонок. Учитель снял карту с гвоздя, снова взял по мышки классный журнал и вышел из класса. Вслед ему смотрели униженные ученики седьмого класса, потерпевшие такое поражение.

Через несколько минут в класс вошла наш классный руководитель Н. В. Дремова. В свое время она подвергалась аналогичной проверке: при первом знакомстве ученики привязали к дверной ручке дохлую мышь.

- Вот черти! – воскликнула она тогда, но не пошла, жаловаться, а сама одержала над ними нелегкую победу.

При ее появлении в классе установилась тишина. Надежда Васильевна подошла к столу и строгим проницательным взглядом посмотрела в класс. Она во время урока находилась в соседнем классе и все слышала.

- Николай Львович, произнесла она твердым голосом, - участник Сталинградской битвы…

В классе установилась гнетущая тишина. Надежда Васильевна пошла к двери. В тишине был четко слышен скрип удаляющихся шагов.

Участник Сталинградской битвы…

Эти три слова оказали на нас магическое воздействие. Много историй с географией было потом. Но первое испытание Николай Львович Шагар выдержал».

Красногвардеец. – 1990. - №122



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.