|
|||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕП р а в и л о. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова. Например: примерять (мерить) платье — примирять (мир)противников. Примечание. Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.
Упражнение 1. Выпишите пары слов из предложений. Объясните, различное написание выделенных слов. Подберите проверочные слова. Оформите работу по образцу в рамке. 1. Прежде чем начнешь гладить белье, хорошо накали утюг. - Осторожно наколи на булавку бабочку, расправив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих. - Даже в возбужденном состоянии отец, не обижал маленьких детей. 3. Пастух отварил себе немного картофеля и принялся за скудный ужин. - Приезжий быстро отворил дверь и вошел в комнату. 4. Волнуясь, молодой человек все время поправлял углы пристежного воротника. — Кучер покрикивал на пристяжного коня, запряженного с правой стороны. 5. Бифштекс оказался до того пересушенным, что посетитель столовой так и не прожевал его. - Некоторое время назад в нашем городе проживал известный художник. 6. На корме парохода развевался какой-то незнакомый флаг. - Физически и духовно ребенок развивался очень быстро. 7. Пробираясь вперед, партизаны топорами разредили чащу леса. - Успешно завершившиеся переговоры разрядили напряженность обстановки. 8. Прочно скрепите бревна скобами, ведь сплав леса идет по горной реке. - Идите без шума, не скрипите сапогами. 9. По свидетельству одного старожила, раньше в этих местах дичи было больше. - Группа деревенских ребят сторожила лошадей в ночном. 10. Он готов был пойти на извинение, лишь бы оно не умаляло его достоинства. - Выжженная земля, поникшие цветы, засыхающие деревья — все кругом жаждало влаги, умоляло о дожде. Упражнение 2. Подберите проверочные слова к приведенным ниже (устно). Долина - ___________, зарождение - ___________, испарение - ___________, обнажать - ___________, обогащаться - ___________, обстоятельство - ___________, объединение - ___________, оземь - ___________, озимь - ___________, ознаменование - ___________, поглощать - ___________, посвящение - ___________, просвещение - ___________, раскаленный - ___________, слипаться - ___________, сокращение - ___________, соревнование - ___________, увядать - ___________, угрожать - ___________, удаляться - ___________. Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы в предложениях. 1. Месяц величаво поднялся на небо посв_тить добрым людям и всему миру (Г. ). 2. В то время все науки препо__вались на латинском языке (Черн. ). 3. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр__диться после ночи и был тяжел (Ч. ). 4. Маменька обв__ла удивленными глазами свою комнату(Ч. ). 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв__ла его концы вокруг шеи (Бун. ). 6. Все погл__щается бездонной тр__хиной нашей жизни (М. Г. ). 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл__щенного за день жара (Сераф. ). 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв__тить себя кабинетным занятиям (Купр. ). 9. Отец подp__жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Гладк. ). 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав__вая внизу сугроб (Шишк. ). 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр__дилось общее гневное настроение (Фурм. ). 12. Летчик обл__котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет (Пауст. ).
|
|||
|