Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А.К. Толстой. Сведения из биографии. Особенности поэзии А.К. Толстого.



 

Урок 10-11

А. К. Толстой. Сведения из биографии. Особенности поэзии А. К. Толстого.

Цели:

o Выяснить основные моменты биографии А. К. Толстого

o Выяснить, в чем заключаются особенности поэтических взглядов А. Толстого

 

 

Ход урока.

 

1. Слово учителя. (составление конспекта студентами)

Литературная деятельность А. К. Толстого протекала в основном в пятидесятые — семидесятые годы XIX вена — период острой политической и литературной борьбы.

В русском поэзии этих лет отчетливо обозначились два основных течения: одно ii; i них--демократическая и реалистическим школа Некрасова, другое — коренным образом отличающаяся от нее по своим политическим и творческим установкам школа «чистой поэзии». Наряду с Фетом и Майковым, Толстой примыкал к последней и не раз выступал с защитой ее позиций в своих полемических стихотворениях, письмах и статьях.

Теория «искусства для искусства» стремилась, как известно, отгородить литературу от самых животрепещущих вопросов современности. Потому даже из книг лучших поэтов, связанных с нею, мы, но словам С. Я. Маршака, неизмеримо «меньше узнаем о чувствах и событиях эпохи, о жизни русского народа, города, деревни, чем из деятельной, щедрой и отзывчивой поэзии Некрасова».

Принадлежность к школе «чистой поэзии» характеризует, конечно, не только политические симпатии и эстетические взгляды Толстою, но и его поэтическую практику. Однако сложная и противоречивая социально-политическая позиция Толстого во многих отношениях выводила его творчество за пределы догмы «искусства для искусства».

С материнской стороны Алексей Константинович Толстой происходил из рода Разумовских. Последний украинский гетман Кирилл Разумовский был его прадедом, л граф А. К. Разумовский— вельможа и богач, сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I — дедом.

Мать поэта, ее братьи и сестры были побочными детьми Л. К. Разумовского. В начале XIX века они были узаконены, получив дворянское звание и фамилию Перовские.

В 1816 году семнадцатилетняя Анна Алексеевна Перовская вышла замуж за графа К. П. Толстого, брата известного скульптора, рисовальщика и гравера Ф. П. Толстого. 21 августа 1817 года в Петербурге родился будущий поэт. Отец, однако, не играл в его жизни никакой роли: родители сейчас же после рождения сына разошлись, и Толстой был увезен матерью в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, он провел свое детство, оставившее, но его собственному признанию, одни только светлые воспоминания.

Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. «С шестилетнего возраста, — сообщает он в одном письме, - я начал марать бумагу н писать стихи - -настолько поразили мое воображение некоторые произведения наши лучших поэтов... Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику». Алексей Перовский — известный прозаик двадцатых — тридцатых годов, печатавший свои произведения под псевдонимом «Антоний Погорельский», —культивировал к племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.

Десяти лет Толстой впервые был с матерью и Перовским за границей. В Веймаре они посетили Гёте. Сильное впечатление произвело па Толстого путешествие по Италии в 1831 году. Переезжая из города в город, он любовался все новыми и новыми памятниками искусства, посещал мастерские художников, присутствовал при покупках, которые делал Перовский в антикварных магазинах и у разоравшихся итальянских аристократок. Все это нашло яркое отражение в детском дневнике Толстого.

В 1834 году Толстого определили «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности «архивных юношей», принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание древних документов. С начала 1837 года Толстой служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте- на- Майне, а в декабре 1840 года перевелся во второе отделение собственной канцелярии.

В 1843 году он получил придворное звание камер-юнкера.

Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, одаренный незаурядной памятью и такой физической силой, что сворачивал кочергу, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, то и дело прерываемой отпусками, светским обществом и литературой. Светская жизнь, по его собственному признанию, очень привлекала его в молодости.

Служба и светская жизнь не заглушили литературных интересов Толстого: он относился к литературе глубоко н серьезно. До 1836 года главным его советчиком был А. А. Перовский (в 1836 году он умер), который показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям, в том числе В. А. Жуковскому. Сохранилось свидетельство, что первые опыты Толстого были одобрены Пушкиным. Толстой видел однажды Пушкина у Перовского, и тот произвел на него впечатление, на всю жизнь, ом запомнил заразительный смех великого поэта.

К концу тридцатых — началу сороковых годов относятся два написанных на французском языке фантастических рассказа: «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский.

В сороковых годах Толстой напечатал очень мало — одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Уже тогда был задуман и начат исторический роман «Князь Серебряный».   Уже тогда Толстой сформировался как лирик, и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его широко известных стихотворений — «Ты знаешь край, где все обильем дышит... », «Колокольчики мои... », «Василий Шибанов», «Курган».

Печатался Толстой преимущественно в реакционном журнале М. II. Каткова «Русский вестник», а с конца шестидесятых годов — одновременно в «Русском вестнике» и в либеральном «Вестнике Европы» М. М. Стасюлевича, несмотря па их враждебные отношении и постоянную полемику. По ни на один из них Толстой не смотрел как на свои журнал, близкий ему по своим взглядам и симпатиям.

В начале шестидесятых годок Толстой напечатал ('драматическую поэму» «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный», а затем написал одну за другой три пьесы, составившие драматическую трилогию: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоан-нович» и «Царь Борис» (18(52—1860). В 1867 году вышел сборник стихотворений Толстого, подводивший итог его больше чем двадцатилетней поэтической работе.

Во второй половине шестидесятых годов Толстой вернулся к балладе и создал ряд превосходных образцов этого жанра; лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньше места, чем и пятидесятых годах. В конце шестидесятых и в семидесятых годах написана н большая часть его сатир.

Толстой был гуманным помещиком. Он разрешал краснорогским крестньянам пасти скот на своих лугах, давал им лес и пp. Но своими имениями сам поэт никогда не занимался. И в пореформенных условиях хозяйство велось хаотично, патриархальными методами. Практический Фет, передавая в своих воспоминаниях впечатлении от посещения Красного Рога в I1869 году, пишет: «Нас всех везла прекрасная четверка. По страсти к лошадям я спросил графа о цене левой пристяжной. — «Этого я совершенно не знаю, — был ответ, — так как хозяйством решительно не занимаюсь... » Там, где леса разбегались широкими сенокосами, я изумлялся обилию стогов сена. На это мне пояснили, что сено накопляют в продолжение двух-трех лет, а затем (кто бы поверил? ), за неимением места для склада, старые стога сжигают. Этого хозяйственного приема толстого господина, проживавшего в одном из больших флигелей усадьбы, которого я иногда встречал за графским столом в качестве главного управляющего, я и тогда не понимал, и до сих пор не понимаю».

В 1850 году Толстого прикомандировали к сенатору Давыдову, которому была поручена ревизия Калужской губернии. Поэт прожил в Калуге полгода. Он часто посещал жену губернатора, известную Александру Осиповну Смирнову-Россет, приятельницу Гоголя, Пушкина и других русских писателей первой половины XIX пека, читал ей свои стихи и главы из «Князя Серебряного». У Смирновых Толстой более близко сошелся с Гоголем, который познакомил своих калужских приятелей с отрывками из второго тома «Мертвых душ».

К первой половине пятидесятых годов относится возникновение Козьмы Пруткова. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа Николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, пьески, афоризмы и анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. В основе их искреннего и заразительного смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции. Прутковским произведениям соответствовал и в жизни целый ряд остроумных проделок, которые имели тот же смысл. Рассказывали, например, о том, как один из «опекунов» Пруткова обьездил ночью в мундире флигель-адъютанта главных петербургских архитекторов, сообщив им, что провалился Исаакиевский собор, и приказав от имени государя явиться утром во дворец, и как был раздражен, узнав об этом, Николай 1.

В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого н Алексея Жемчужникова «Фантазия», впоследствии включенная в собрание сочинений Пруткова. Эта пародия на господствовавший еще па русской сцепе пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.

В ту же зиму 1850—1851 годов Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой —мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала несколько иностранных языков и обладала, по-видимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика начиная с 1851 года.

Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В начале пятидесятых годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовым и кругом «Современника», с Б. М. Маркевичем, ставшим впоследствии одним из его близких приятелей. В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В «Современнике» появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей.

В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось — во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания войны, в день коронации Александра И, Толстой был назначен флигель-адъютантом.

Вторая половина пятидесятых годов — период большой поэтической продуктивности Толстого. «Ты не знаешь, какой гром рифм грохочет во мне, канне волны поэзии бушуют во мне и просится на волю», — писал он жене. В эти годы написано около двух третей всех его лирических стихотворении. Поэт печатал их во всех толстых журналах.

Уже в 1857 году наступило охлаждение между Толстым и редакцией «Современника», где к тому времени руководящую роль стал играть Чернышевский. «Я тебе признаюсь, что я не буду доволен, если ты познакомишься с Некрасовым. Наши пути разные», — читаем в одном из писем к жене. После этого стихи его в «Современнике» больше не появлялись. Одновременно произошло сближение со славянофилами. Толстой стал постоянным сотрудником «Русской беседы» и подружился с И. Аксаковым. Но через несколько лет обнаружились существенные расхождения. Толстой отрекся от своих симпатий к славянофилам и не раз высмеивал их претензии на представительство подлинных интересов русского народа.

Кап флигель-адъютант Толстой часто бывал при дворе. Однако служебные обязанности (одно время ом был также делопроизводителем комитета о раскольничестве) становились все более неприятны ему. Когда курьер из дворца приезжал к поэту с извещением об очередном дежурстве, ом открыто выражал свое неудовольствие. В письмах к жене Toлстой много paз повторял то, о чем говорится в стихотворной шутке, выражавшей, по его собственным словам, его «всегдашнюю мысль»:

Исполнен вечным идеалом,

Я не служить рожден, а петь!

Не дай мне, Феб, быть генералом,

 Не дай безвинно поглупеть!

Еще при назначении флигель адъютантом Толстой сделал попытку отказаться, но безуспешно. Лишь к 1859 году ему удалось добиться бессрочного отпуска, а в 1861 году — отставки. Толстой писал Александру II: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей природе... Я надеялся... победить мою природу художника, но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно».

Добившись отставки, Толстой поселился и деревне. Он жил то в своем именин Пустыньке, под Петербургом, то — чем дальше, тем все больше — в далеком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда). В Петербург поэт только изредка наезжал.

Бывая во дворце, он не раз пытался осуществлять ту роль «бесстрашного сказателя правды», о которой писал Александру 2. В частности, Толстой неоднократно защищал от репрессий и преследований писателей. Еще в середине пятидесятых годов он активно участвовал в хлопотах о возвращении из ссылки Тараса Шевченко. Летом 1862 года он вступился за  Аксакова, которому было запрещено редактировать газету «День», в 1863 году — за Тургенева, привлеченного к делу о лицах, обвиняемых в сношениях с «лондонскими пропагандистами», то есть Герценом и Огаревым, а в 1864 году предпринял даже попытку смягчить судьбу Чернышевского. На вопрос Александра II, что делается и литературе, он ответил, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Александр II не дал ему договорить: «Прошу тебя, Толстой, никогдане напоминать мне о Чернышевском». Произошла размолвка, и никаких результатов, на которые надеялся поэт, разговор этот не принес. Однако в обстановке все более сгущавшейся реакции, когда и многие либералы высказывали полное удовлетворение расправой с Чернышевским, это был акт несомненного мужества.

Несмотря на близость Толстого ко двору и давнее знакомство с поэтом, Александр II никогда не считал его вполне своим человеком. Когда в 1858 году учреждался негласный комитет но делам печати, он отверг предложение министра народного просвещения Е. II. Ковалевского включить в него писателей — Тютчева. Тургенева и др. «Что твои литераторы, ни на одного из них нельзя положиться», — с раздражением сказал он. Ковалевский, по свидетельству современника, «просил назначить хоть из придворных, но из людей, но крайней мере, известных любовью к словесности: кн. Николая Орлова, графа Алексея Конст. Толстого и флигель-адъютанта Ник. Як. Ростовцева, и получил самый резкий отказ».

Этот эпизод хорошо характеризует восприятие личности Толстого к высшим сферам. Человек отзывчивый, благородный и прямой, он непримиримо относился ко всякой подлости, был независим в своих суждениях и поведении, органически чужд духу приспособленчества, угодливости и карьеризма. Толстому нельзя было приказать или даже намекнуть, чтобы он сделал то, что противоречит его взглядам. Такой ли человек нужен был для органа надзора за печатью и литературой?

Имеете с тем в шестидесятые годы Толстой подчеркнуто держался в стороне от литературной жизни, встречаясь и переписываясь лишь с немногими писателями: Гончаровым, К. К. Павловой, Фетом, М. Марковичем. В связи с обострением общественной борьбы, поэт подобно многим своим современникам Фету, Толстому, все чаще противопоставлял актуальным социально-политическим вопросам и вообще истории вечные начала стихийной жизни природы. «Петухи поют так, будто обязаны по контракту с неустойкой, — писал он Марковичу. —Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, все это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь…»

Жил Толстой широко. Его материальные дела постепенно приходили в расстройство. Особенно ощутимо стало разорение к концу шестидесятых годов. Поэт говорил своим близким, что не в состоянии жить так, как жил до сих пор, и принужден будет просить Александра II снова взять его на службу. Все это очень тяготило его и нередко выводило из себя. Этим объясняется и известной степени раздражительный тон многих его писем последних лет, некоторые неожиданные в его устах высказывания.

Толстой чувствовал себя социально одиноким и называл себя «анахоретом» (письмо к Стасюлевичу от 22 декабря 1869года). Это социальное самочувствие усиливалось причинами личного характера — разорением, болезнью. Глубокой тоской веет от одного из его писем 1869 года. «Русская нация сейчас немногого стоит, — с болью писал он Маркевичу. —... Если бы перед моим рождением господь бог сказал мне: «Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться! » — я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где вам будет угодно, но только не в России! »... И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов... мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам богом! »

С середины шестидесятых годов здоровье Толстого пошатнулось. Он стал жестоко страдать от астмы, грудной жабы, невралгии, сопровождавшейся мучительными головными болями, ежегодно он ездил за границу лечиться, но это помогало лишь ненадолго. Умер Толстой 28 сентября 1875 года, в Красном Роге, впрыснув слишком большую дозу морфия.

Вопросы.

Почему А. К. Толстой не смог сохранить дружественные отношения с царем?

В чем заключается своеобразие его лирики?

Как повлияло его творчество на русскую литературу?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Ответить (письменно) на вопрос «Ваше отношение к лирике А. К. Толстого».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.