|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учимся использовать аналогииСтр 1 из 2Следующая ⇒
21. 04. 2020г. Учимся использовать аналогии Здравствуйте, дорогие ребята! Рада новой, пусть даже дистанционной встрече с вами! 1. Сегодня на занятии мы будем учиться использовать аналогии. Тема нашего занятия так и звучит: « Учимся использовать аналогии ». А что такое аналогия? На уроках математики вы, наверное, не раз слышали от учителя: «Решите аналогичную задачу» или «Найдите задачу, аналогичную данной». Например, задача: «В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько всего детей в классе? » Какая из следующих задач является аналогичной данной: Задача №1. «Девочки нашли 8 шишек, а мальчики в два раза больше. Сколько шишек нашли мальчики? » Задача №2. «В одном автобусе ехали 10 пассажиров, а в другом – 15. В каком автобусе ехало больше пассажиров и на сколько? » Задача №3. «В корзине лежало 3 красных яблока и 4 зелёных. Сколько всего яблок лежало в корзине? » Получается, что исходная задача похожа на все три: на первую – по содержанию (тоже про мальчиков и девочек), на вторую – по числам, на третью – по способу решения. Но выражение «аналогичная данной» означает не просто похожая, а похожая по существенным признакам. Для задачи существенным признаком будет способ решения. Значит аналогичной будет задача … № 3. Дана пословица «Пуганая ворона куста боится». Какая пословица будет аналогичной: 1. «Волков бояться – в лес не ходить», 2. «Обжёгся на молоке – на воду дует», 3. «Старого воробья на мякине не проведёшь». Аналогичная пословица… №2! Не та, в которой есть похожие слова (про страх №1 и про птицу №3), а с таким же смыслом и значением (про осторожность). Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями. 2. Упражнения «Проверь себя» 2. 1. Вставьте пропущенные слова: Лес – деревья = библиотека - …. (город, библиотекарь, книги) Нож – металл = стол - … (плотник, стул, дерево)
Ответы: Лес – деревья = библиотека – книги; Нож – металл = стол – дерево. Что нужно было сделать в задании, чтобы его выполнить? А теперь самостоятельно: Бассейн – плавание = больница - … (доктор, лечение, больной). Песня – глухой = картина - … (художник, слепой, краски). Паровоз – вагоны = конь - … (телега, конюшня, лошадь). Волк – пасть = птица - … (полёт, клюв, пение). Запад – восток = обмеление - … (засуха, дождь, наводнение). Берёза – дерево = стихи - … (сказка, поэт, поэзия). Холодно – горячо = движение - … (ноги, покой, воздух). Молоток – забивать = турист - … (поход, палатка, путешествовать). - Страница относится к книге как неделя – к … - Ухо относится к слуху как глаз – к … - Жабры относятся к рыбам как лёгкие – к … Весна относится к году как детство – к … Школа относится к учителю как класс – к … Крыльцо относится к дому как нос – к … 2. 2. А теперь задание посложнее. Вначале нужно расшифровать, какая логическая связь существует между двумя понятиями, а затем перенести эту закономерность на третье понятие. Для удобства такие задания записываются в виде таблицы, например:
Подумайте, как связаны между собой слова и буквы и какую букву нужно вставить вместо вопроса? Ответ: У (ужин): утро – З (завтрак), день – О (обед). А теперь самостоятельно:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
3. Упражнение «Сказка – калька» Прочитайте сказку. Однажды два космических пирата захватили в плен Алису Селезнёву, чтобы доставить на Землю и получить выкуп, и довольные завалились спать. На Алиса быстро освободилась и скоро была уже далеко в открытом космосе… Вдруг ей навстречу космическая полиция: - Ты что это, девочка, одна по космосу разгуливаешь! Сейчас мы тебя доставим на Землю. А Алиса им говорит: - Не надо меня на Землю, лучше я вам фокус покажу…Закройте глаза! – а сама – резкий поворот, только её и видели! Летит и напевает: «От пиратов я ушла, от полиции ушла…»
- Какую известную сказку вам напоминает эта сказка? Конечно же, сказку «Колобок». А чем отличается? (героями: нет ни деда, ни бабы, ни лисы, есть Алиса Селезнёва в космосе). А что общее? (сюжет). Это сказка про Алису сочинена с использованием приёма аналогии. Джанни Родари называл такой приём фантазирования «Сказка – калька». Попробуйте сочинить свою сказку, используя данный приём: берём сюжет любой известной сказки, «помещаем» в этот сюжет других героев. Что получилось?
4. Упражнение «Продолжи стихотворение» Прочитайте стихотворения. Все они построены по определённой закономерности. Найдите эту закономерность и продолжите стихотворение по аналогии. Не забывайте про рифму!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|