Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учимся использовать аналогии



 

21. 04. 2020г.

Учимся использовать аналогии

    Здравствуйте, дорогие ребята! Рада новой, пусть даже дистанционной встрече с вами!

1. Сегодня на занятии мы будем учиться использовать аналогии. Тема нашего занятия так и звучит: « Учимся использовать аналогии ». А что такое аналогия?

    На уроках математики вы, наверное, не раз слышали от учителя: «Решите аналогичную задачу» или «Найдите задачу, аналогичную данной».

    Например, задача: «В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько всего детей в классе? » Какая из следующих задач является аналогичной данной:

Задача №1. «Девочки нашли 8 шишек, а мальчики в два раза больше. Сколько шишек нашли мальчики? »

Задача №2. «В одном автобусе ехали 10 пассажиров, а в другом – 15. В каком автобусе ехало больше пассажиров и на сколько? »

Задача №3. «В корзине лежало 3 красных яблока и 4 зелёных. Сколько всего яблок лежало в корзине? »

    Получается, что исходная задача похожа на все три: на первую – по содержанию (тоже про мальчиков и девочек), на вторую – по числам, на третью – по способу решения. Но выражение «аналогичная данной» означает не просто похожая, а похожая по существенным признакам. Для задачи существенным признаком будет способ решения. Значит аналогичной будет задача … № 3.

    Дана пословица «Пуганая ворона куста боится». Какая пословица будет аналогичной: 1. «Волков бояться – в лес не ходить», 2. «Обжёгся на молоке – на воду дует», 3. «Старого воробья на мякине не проведёшь».

       Аналогичная пословица… №2! Не та, в которой есть похожие слова (про страх №1 и про птицу №3), а с таким же смыслом и значением (про осторожность).

       Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями.

2. Упражнения «Проверь себя»

2. 1. Вставьте пропущенные слова:

Лес – деревья = библиотека - …. (город, библиотекарь, книги)

Нож – металл = стол - … (плотник, стул, дерево)

 

Ответы: Лес – деревья = библиотека – книги; Нож – металл = стол – дерево.

Что нужно было сделать в задании, чтобы его выполнить?

А теперь самостоятельно:

Бассейн – плавание = больница - … (доктор, лечение, больной).

Песня – глухой = картина - … (художник, слепой, краски).

Паровоз – вагоны = конь - … (телега, конюшня, лошадь).

Волк – пасть = птица - … (полёт, клюв, пение).

Запад – восток = обмеление - … (засуха, дождь, наводнение).

 Берёза – дерево = стихи - … (сказка, поэт, поэзия).

Холодно – горячо = движение - … (ноги, покой, воздух).

 Молоток – забивать = турист - … (поход, палатка, путешествовать).

 - Страница относится к книге как неделя – к …

- Ухо относится к слуху как глаз – к …

- Жабры относятся к рыбам как лёгкие – к …

Весна относится к году как детство – к …

Школа относится к учителю как класс – к …

Крыльцо относится к дому как нос – к …

2. 2. А теперь задание посложнее. Вначале нужно расшифровать, какая логическая связь существует между двумя понятиями, а затем перенести эту закономерность на третье понятие. Для удобства такие задания записываются в виде таблицы, например:

утро З
день О
вечер ?

 

 

Подумайте, как связаны между собой слова и буквы и какую букву нужно вставить вместо вопроса?

Ответ: У (ужин): утро – З (завтрак), день – О (обед).

А теперь самостоятельно:

 

петух С
звонкий П
кукарекает ?

1.

 

 

муравей
зебра
мальчик ?

2.

 

                      

малина Я
абрикос Ф
капуста ?

3.

 

                        

одеяло С
альбом М
морковка ?

4.

 

                              

кресло
чемодан
трамвай ?

5.

 

                             

длина Л
масса В
время ?

6.

 

                      

ласточка Н
карась В
ящерица ?

7.

О
Ш
?

 

 

8.

пчела М
овца Ш
коза ?

9.

 

 

3. Упражнение «Сказка – калька»

Прочитайте сказку.

Однажды два космических пирата захватили в плен Алису Селезнёву, чтобы доставить на Землю и получить выкуп, и довольные завалились спать. На Алиса быстро освободилась и скоро была уже далеко в открытом космосе… Вдруг ей навстречу космическая полиция:

 - Ты что это, девочка, одна по космосу разгуливаешь! Сейчас мы тебя доставим на Землю. А Алиса им говорит:

- Не надо меня на Землю, лучше я вам фокус покажу…Закройте глаза! – а сама – резкий поворот, только её и видели! Летит и напевает: «От пиратов я ушла, от полиции ушла…»

 

 - Какую известную сказку вам напоминает эта сказка? Конечно же, сказку «Колобок». А чем отличается? (героями: нет ни деда, ни бабы, ни лисы, есть Алиса Селезнёва в космосе). А что общее? (сюжет). Это сказка про Алису сочинена с использованием приёма аналогии. Джанни Родари называл такой приём фантазирования «Сказка – калька». Попробуйте сочинить свою сказку, используя данный приём: берём сюжет любой известной сказки, «помещаем» в этот сюжет других героев. Что получилось?

 

4. Упражнение «Продолжи стихотворение»

Прочитайте стихотворения. Все они построены по определённой закономерности. Найдите эту закономерность и продолжите стихотворение по аналогии. Не забывайте про рифму!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.