Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УТВЕРЖДАЮ. Преподаватель кафедры ВП(П)Р подполковник. Колесников. “___” декабря 2013г.. ПЛАН-КОНСПЕКТ. Тема: «Роль религии и церкви в воинском воспитании».



УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель кафедры ВП(П)Р подполковник

Колесников

“___” декабря 2013г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения ВП(П)  информирования с курсантами 1 взвода 10 роты.

 

Тема: «Роль религии и церкви в воинском воспитании».

  Цель: 1)Рассказать личному составу о роли религии и церкви в воинском воспитании.

             2)Воспитать у личного состава воинскую дисциплину.

Время: 15 минут

Место: Комната информирования и досуга.

Метод: Устное изложение.

Учебно-материальная база: Телевизор, презентация.

                                            _________________________________________________

 

№ п/п Вопросы информирования Время Краткое содержание
I.     II.   III. Вводная часть     Основная часть     Заключительная часть 5 мин.   20 мин.     5 мин. Проверка наличия личного состава, его готовности к проведению информирования.   В ходе основной части довожу до личного состава основные вопросы информирования. Примиримы ли война и религия? Вопрос о взаимосвязи войны, военной службы и религии был актуальным во все времена. Христианская вера, выступая за прекращение войн между народами, пропагандировала взаимную любовь, терпимость даже к врагам, воспрещавшая месть за несправедливость, в реальной жизни столкнулась с невозможностью устранить войны из жизни человечества. И многим христианам пришлось исполнять свой воинский долг. Это жизненное противоречие и породило вопрос о том, как примирить войну и военную службу с христианским учением.   Действительно, христианское учение отрицало не только убийство, насилие, но даже зло и гнев на ближнего. " Не убивай, кто же убьет, подлежит суду", " всякий гневающийся на брата напрасно, подлежит суду" - проповедовала церковь. Но она также утверждала на страницах Евангелия " Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих". Еще определеннее на этот счет высказывался учитель церкви Афанасий Великий: " Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно". -    Христос, проповедуя любовь к ближнему и всепрощение, дал понять своим ученикам, что до осуществления Царства Божия будет еще пролито много крови. " Не подумайте, что Я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, но меч". (1. Матф. Х, 34). Христос отнюдь не призывал воинов перековать " мечи в орала" и бросить военную службу, как занятие Богу неугодное, а на вопрос фарисеев следует ли платить подати ответил: " Кесарево - кесарю". (Матф. ХХII, 21; Луки ХХ, 25). А воинская служба и есть самый тяжелый из всех налогов, оплачиваемый кровью и жизнями воинов. Иными словами, христианство не отрицало проявления насилия и использования военной силы как средства борьбы со злом и защиты народа, государства от вражеского нашествия. Христианское учение не запрещало войну безоговорочно, а исходило из того, что война допустима как крайнее средство защиты добра, являясь при этом бедствием и несомненным злом. Грех за человеческие страдания, причиняемые войной, христианская вера возлагала на политиков, дипломатов и других государственных руководителей, ввергнувших народ в войну, и убийство на справедливой войне не столько преступление, сколько несчастье. Православная христианская религия и ее основные постулаты были основой духовно-нравственного влияния на войска. Христианское учение, совпадающее во многом с общечеловеческими идеалами и ценностями, с конкретным указанием " положить душу за други своя" поднимало воина на подвиг, на героические поступки и жертвенность в бою. Политическое и военное руководство России хорошо понимало важность православной религии для армии и нередко ставило распространение основ православной веры выше других государственных задач. И это вполне понятно, так как русская армия в основе своей состояла из православных. В начале XX века религиозный состав нижних чинов был таков: православных 75%, католиков 9%, магометан 2% и лютеран 1, 5%. Православные генералы и полковники составляли около 85%, остальные 15% были лютеране, католики, магометане и армяно-грегорианцы ( Режепо П. Статистика генералов. СПб., 1908. С. 20; Статистика полковников. СПб., 1905. С. 19). Православная церковь в свою очередь всемерно способствовала государству в его стремлении укрепить армию, оказывала помощь в решении других задач укрепления обороны страны. Так, в 1909 г. руководством Православной Церкви была разработана обширная программа " по укреплению государственной обороны России". Для решения этой задачи церковь использовала все свои структуры и материальные средства. Первостепенная роль отводилась духовенству и церковным школам, влияние и возможности которых были значительными. В то время, церковь имела более 40 тыс. школ, в которых обучалось до 2 млн детей (4. РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 1786. Л. 314). Кроме религиозно-познавательных задач, церковная школа стала значительное внимание уделять военному обучению и военно-патриотическому воспитанию, " укреплению в подрастающих поколениях тех исконных устоев из коих строилась и возвеличивалась Святая Русь". По решению Синода в церковных школах вводится обучение детей военному строю и гимнастике, а церковно-учительским школам, готовившим учителей для церковных школ, выделяются средства для приглашения наиболее квалифицированных преподавателей. Духовное ведомство приняло также меры по увеличению издания религиозно-просветительской и патриотической литературы, газетных материалов, " имеющих важное значение для борьбы с различными противоцерковными, противообщественными и противогосударственными учениями, затрудняющими государство в осуществлении задач по его обороне" (5. РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 1786. Лл. 316-317).   Русский народ, из среды которого берутся новобранцы, издревле отличался преданностью к России, это чувство до известной степени свойственно им и поэтому задача состоит в том, утверждал Драгомиров, чтобы его укрепить. Средствами к этому, по его мнению, являются: торжественное проведение к присяге, объяснение ее значения и смысла; беседы с солдатами общего и военно-исторического характера; рассказы о славных подвигах российского воинства и др. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем в нашем обществе девальвацию многих нравственных понятий, в том числе и патриотических ценностей. Одним из свидетельств этого является то, что у призывной молодежи появилось скептическое, порой циничное отношение к героическим поступкам соотечественников, слабое знание отечественной истории и литературы, снижение интереса к художественным произведениям военной тематики. Не случайно, что для многих призывников, по данным социологических исследований, в качестве образа выступают герои западных кинобоевиков. Только половина опрошенных могут вспомнить воинов, совершивших подвиг во имя защиты Отечества, и лишь 10 процентов указали, что хотят походить на них (См.: Информационно-аналитический обзор по результатам социологических исследований проблем морально–психологического обеспечения войск (сил) в 2007 году. М, 2007, стр. 34). Однако один только патриотизм не разрешает всех воспитательных проблем. Для успешного решения поставленных перед армией задач необходима дисциплина. Драгомиров рассматривал ее как цементирующее начало, превращающее армию в дееспособный организм. Основа дисциплины – строжайший уставной порядок. «Дисциплина, – утверждал Драгомиров, – дело взаимное, т. е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз, ибо тот же самый закон, который налагает на солдата известные обязательства, обеспечивает его от неправых посягательств и начальствующие лица, которые позволяют себе подобные посягательства, суть нарушители и закона и дисциплины» Наказание Драгомиров считал средством укрепления дисциплины. а не самоцелью. По его мнению, требовательность командира и взыскательность должны сочетаться со справедливым подходом, и тогда наказания, накладываемые этим командиром, будут восприниматься солдатом как следствие его проступков, которых он больше не повторит. « Накажи и забудь – вот идеал русского солдата», – писал М. И. Драгомиров.     Он полагал, что в армии нет места палочной дисциплине и утверждал, что дисциплина в войсках должна достигаться: строгим выполнением уставов и инструкций, нормальным отношением начальствующих лиц к солдатам, равномерностью требований по службе, сообразным со степенью вины наложением дисциплины взысканий, постоянной проверкой исполнения отданного приказания и другими методами   В числе первостепенных нравственных качеств военного человека Драгомиров называл храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества не присущи людям с рождения и появляются у солдат в результате правильного воспитания. Драгомиров рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем выработки самообладания и бесстрашия в ходе напряженной боевой учебы, тактически учений, проведения сквозных атак, применения на учениях боевых патронов, личным примером начальников и т. д. Неустрашимость, стойкость и хладнокровие должны быть превращены в привычку. Для человека – отмечал Драгомиров, – всегда дело было не в мере опасности, а в мере привычки к ней. Чем более укоренить привычку преодолевать страх, сопряженный со специальностью, для которой человек предназначается, тем он легче и лучше исполнит свое назначение»     - В ходе заключительной части провожу краткий опрос личного состава по изложенному материалу. Отвечаю на вопросы.

 

Курсант 3 отделения 1 взвода 10 роты

Рядовой         В. В. Олейников



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.