Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Менталитет.



 

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

 

Основные этапы формирования мировоззрения:

I этап — мироощущение — чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.

II этап — мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира.

На основе этих этапов формируется образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия.

III этап — миропонимание — характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира.

На основе этого этапа формируется представление о мире на основе его рационального объяснения.

 

Структура мировоззрения:

Пути формирования мировоззрения:

стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;

осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.

 

Особенности мировоззрения:

· Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

· Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.

· Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

· Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

· Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

В нем могут проявляться:

· догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности;

· скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;

· разумный критицизм. Критическое отношение к чему-нибудь.

· Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение).

 

Основания для классификации Основные виды мировоззрения Основные приоритеты

Мировоззренчес­кая основа

Теоцентризм (от гр. teos — бог) Приоритет отдается Богу
Природоцентризм Приоритет отдается природе
Антропоцентризм (от гр. antropos — человек) Приоритет отдается человеку
Социоцентризм Приоритет отдается обществу
Знаниецентризм (наукоцентризм) Приоритет отдается знаниям, науке

Вектор

направленности

Прогрессивное Приоритет перехода от более низких форм развития к выс­шим, движение вперёд, изме­нения к лучшему
Реакционное (регрессивное) Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ­шим, движение назад, измене­ния к худшему
Революционное Приоритет нового, обоснова­ние необходимости преобразо­вания наличного бытия.
Консервативное Приоритет сохранения суще­ствующего положения.
Оптимистическое Приоритет позитивного нача­ла, уверенность в будущем.
Пессимистическое Приоритет негативного нача­ла, настроения безысходности, неверия в будущее.

Способ отраже­ния действитель­ности

Обыденное (житейское) Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе­ние их потребностей.
Религиозное Признание сверхъестествен­ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели­гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др. ).
Философское (от гр. filo — люблю, sofia — мудрость) Теоретическое обоснование со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности, установле­ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Научное Теоретическое осмысление ре­зультатов научной деятельно­сти людей, обобщенных итогов человеческого познания.

 

Роль мировоззрения в жизни человека:

  • даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
  • позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
  • создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Менталитет.

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.