Судебная реформа 1864г.. Реформа в области просвещения 1863-1864гг.
Судебная реформа 1864г.
Одна из реформ либеральных «великих» реформ Александра II. Проект разрабатывался в 1861-1863 гг., реформу утвердили в 1864 году. Результат – полное изменение формы и содержания судебной системы.
- Созданы две ветви судебных органов: мировые и общие. В каждой было по две инстанции: мировые суды и съезды, суды округов и судебные палаты.
- Установлен принцип гласности суда, заседания проходили открыто.
- Вводился принцип состязательности процесса – с этой целью ввели должности адвокатов и прокуроров, появился суд присяжных (необходимо было доказать, что обвиняемый виновен; стала применяться презумпция невиновности).
- Появилось понятие «судебное следствие».
- Судебные органы стали независимы от административных.
- Судьи мирового суда избирались на фиксированный срок, общего суда – судья был несменяемым.
Результат:
- Судебная система стала эффективной, независимой;
- Искоренялась коррупция;
- Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
- Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.
Реформа в области просвещения 1863-1864гг.
В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.
Реформы начальной школы:
- Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
- Разрешено основание частных учебных заведений;
- Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.
Реформирование средней школы:
- Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
- Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
- Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
- Появились женские гимназии.
Реформа высшего образования:
- Университеты получили автономию;
- За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
- Женщины получили право получать высшее образование.
Результаты реформы:
- Образование стало доступным;
- Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
- Упорядочена образовательная система.
|