|
||||||||||||
Андрей Боголюбский
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ - Владимиро-Суздальский удельный князь с 1157 по 1174 гг, старший сын Юрия Долгорукого. После смерти отца он унаследовал Киевский престол, но отказался от него в пользу правления в Ростове, Суздале и Владимире. Свое прозвище «Боголюбский» получил за основание западной резиденции в селе Боголюбово, где он проводил свободное время. Выдающийся и мудрый государственный деятель, сторонник сильной княжеской власти. Одним из главных направлений деятельности Андрея Боголюбского было возвышение и укрепление Северо-восточной Руси. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Став " самовластцем всей Суздальской земли", он перенес центр княжества из Суздаля во Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами. Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. В 1169 году его войска взяли и разграбили восставший против его власти Киев. Сумел Андрей подчинить себе и гордых новгородцев, перекрыв торговые пути к городу и лишив его жителей хлеба. За три года он превратился в могущественного князя, который смог создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. Не менее важным направлением деятельности Андрея Боголюбского было стремление сделать Владимир духовным и культурным центром Руси. В противовес киевскому и новгородскому почитанию святой Софии он выступал за особое поклонение Владимирской иконе Божьей Матери, небесной покровительнице княжества. Желая, чтобы его стольный город ни в чем не уступал Киеву, он заложил в нем новую крепость, построил Золотые ворота с церковью по образцу киевских Золотых ворот, возведенных еще при Ярославе Мудром, величественные каменные соборы такие, как Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли и храм Рождества Богородицы в Боголюбове. При этом князь всеми усилиями стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается, прежде всего, во введении им новых праздников, не принятых в Византии. Например, по инициативе Андрея Боголюбского были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Богородицы (1 октября). Во внешней политике целью Андрея Боголюбского была борьба с внешними противниками. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. В 1164 и 1174 году Андрей организовал военные походы на Волжскую Булгарию, которые закончились весьма успешно. Результатами этих двух походов было взятие булгарского города Бряхимова, полное сожжение и разграбление трех других городов. Итоги правления: 1. В период правления Андрея Боголюбского заметно расширяется влияние владимирского князя на Русь, происходит подчинение таких важных центров, как Киев и Новгород. Владимиро — Суздальское княжество становится ядром будущего Российского государства. По словам многих историков, это событие открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставила последнюю точку в жизни Киевского государства. 2. В целом князь уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Стоит добавить, что в этот период начинают выделяться её самобытные черты. 3. Князь расширил и обезопасил границы Северо-восточной Руси и, возможно, тем самым продемонстрировал военную мощь молодого Владимиро-Суздальского княжества, что значительно укрепило его авторитет. Таким образом, Андрей Боголюбский в годы своего правления вел очень успешную, как и внутреннюю, так и внешнюю политику. Он превратил владимирские земли в мощное Владимиро-Суздальское княжество, ставшее одним из самых влиятельных на Руси, а также оставил после себя огромное культурное наследие: церкви, храмы, праздники, соборы, главная резиденция князя – неоценимый вклад в русскую культуру.
|
||||||||||||
|