Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опричнина



Знаменитый русский историк В. О. Ключевский как-то заметил об опричнине: " Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал".

В целом, все мнения историков можно свести к двум утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В. О. Ключевский, С. Б. Веселовский, И. Я. Фроянов); 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его " самовластию".

В 1560 году умирает первая жена Ивана Анастасия, которая благотворно влияла на мужа, гася в нем вспышки гнева. Иван подозревал, что ее отравили, и очень тяжело перенес смерть супруги.

3 декабря 1564 года царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и " святости". После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам, духовенству и служилым людям - он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него " гневу на них и опалы никоторые нет". Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское " людье" потребовало, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они " государственных лиходеев и изменников" сами " потребят".

Через несколько дней в Александровской слободе Иван Васильевич принял делегацию духовенства и боярства и согласился вернуться на престол с условием, " что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки иматп, а учинити емут на своем государстве себе опричнину, двор ему учинить себе и весь обиход особный".

Опричнина не была каким-либо новым делом, так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, или который оставался семье погибшего служилого человека " опричь" (кроме) другой земли.

Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Политическим и административным центром опричнины стал " особый двор" со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. В опричнине была особая казна. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч) в основном служилых людей, но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть " государевых изменников" и выметать измену.

Обычно считается, что в опричнину были взяты территории, где господствовало княжеско-боярское землевладение. Выселение оттуда крупных землевладельцев на земли земщины, таким образом, подрывало их экономическую базу и ослабляло их позиции в политической борьбе. Опричная часть была выделена и в Москве. Причем, часть землевладельцев этих земель просто перешла в опричнину.

Второе значения слова «Опричнина» - время террора и репрессий с 1565 по 1572 гг. В тот период около Ивана оказываются новые люди. Всего известно 1200 имен опричников, самым известным из которых был Малюта Скуратов Бельский. Опричное войско имело специальную экипировку. К коням опричников были привязаны собачья голова и метла как символ того, что опричник «грызет измену и выметает ее». Однако это войско было скорее карательным, а боеспособность его была низка. Поэтому в военных действиях оно не имело успехов.

Выступление Ивана Грозного и опричников против старых удельных институтов достигло своего апогея в 1569-1570 годах. Церковные иерархи не поддерживали опричную политику. Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его Филипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он был низложен, заточен в монастырь.

Во время Новгородского похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа (Колычева Федора Степановича). Однако факт низложения митрополитов и других церковников еще не свидетельствует об ослаблении позиции церкви в целом.

В 1572 году опричнина была отменена: " государь опричнину оставил". Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Крымский хан, неожиданно появившись под Москвой со 120-тысячным войском, заставил Ивана Грозного бежать из Москвы в Александровскую слободу, оттуда - в Ростов. 24 мая 1571 года Москва была сожжена, за исключением Кремля. Количество погибших в огне составило несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч татары увели в плен. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем " государева двора" продолжала существовать и далее. Другие историки считают, что Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 года, когда вновь получил во владение " удел", а остальной территорией поставил управлять крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича, который назывался " великим князем всея Руси", в отличие от просто " князя московского". Не пробыв и года на престоле, хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на свои места.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.