Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 2. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал



 

Билет 11.
Праздники Рождества и Богоявления: история, положение в годичном круге, Особенности Всенощного и литургии
Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал
Порядок каждения на апостоле Литургии

Вопрос 1 - Праздники Рождества и Богоявления: история, положение в годичном круге, Особенности Всенощного и литургии

История праздника Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства.
До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался б января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя. Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же... И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам — в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии).
Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века.
Впервые отдельное празднование Рождества Христова было ведено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются первая стихира на «Господи, воззвах... », Рождество Христово 75 кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преп. Романом Сладкопевцем. Им было составлено 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние. Уже в V II-V III веках известны Минеи со службами Рождеству в целом их виде. В X веке имелись службы предпразднства и попразднства, а в X I-X II в. служба, посвященная Рождеству Христову, на Востоке принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба. Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах... » и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечер

Положение в годичном круге. Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный пред пасхальному, г. е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание — «сухоядение», т. е. воздержание от вареной пищи, — назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, — разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста — с 20 по 24 декабря — Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени. ) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», — вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества. ) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера — «по отпусте литургии», которая служится с утра)

Всенощное бдение -  состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.
Великое повечерие: Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся... ». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется «Бог Господь... » с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники.
Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится,
но сразу возглашает: « Благослови, Владыко » и возвращается в алтарь. Священник: « Благословен Бог наш. .. » и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения.
По окончании каждения царские врата закрываются.
Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный» и прочее обычное начало.

Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).
1-я часть: После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог... » (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог». Чтец: «День прешед... », «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите... » и т. д. Затем — Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропарь праздника (царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую... » и читает заключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи... ».

2-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы: 50-й, 101-й, молитва Манассии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника (царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую... » и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю».

3-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии — утреня, как на обычной праздничной всенощной. Утреня: После возгласа «Благословение Господне на вас» — шестопсалмие. По полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодаче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея... ». Прокимен, гл. 4: «Из чрева прежде денницы родих Тя... ». Евангелие (М ф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава» — «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» — то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме... ». Стих: «Помилуй мя, Боже... ». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем... ». Канонов два — св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начатой языков», по б-й — кондак и икос. Вместо «Честнейшую... » — припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное... ». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко втором канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку... ». Катавасия на 9-й песни — ирмос второго канона: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». (В русском переводе — М. Скабаллановича: «Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие». ) Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше... » (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш... » и прочее до конца.

Литургия на Рождество Христово
Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем... » и прочее.
Входной стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову».
Сразу поются тропарь и кондак праздника1.
Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа креститеся... ».
Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе... », стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его», Апостол (Гал., зач 209), Евангелие (Мф., зач. 3).
Задостойником служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами.
Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим».
*Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.

История праздника   КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 января) История праздника Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Агустин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника. Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, ка­ 106 Крещение Господне кая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января. Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновалось совместно б января, и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа — как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской; 3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

Всенощное бдение Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова,
великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде, особо. Схема и сам чин великого повечерия — те же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.
Тропарь: « Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
На утрени, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Море виде и побеже, Иордан возвратися... ». Стих: «Что ты есть море, яко побегло еси... ».
Евангелие от Марка, зач. 2. «Слава» — «Всяческая днесь да возрадуются, Христу явлынуся во Иордане». «И ныне» — то же. Стих: «Помилуй мя, Боже... ».
И стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому... ».
Канона два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно... », и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнующуюся бурю... ».
Ирмосы канонов по дважды: тропари на двенадцать. На 9-й песни «Честнейшую... » не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев на 9-й песни : «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».
Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице…». Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии (до отдания праздника включительно). К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Светилен — праздника трижды.
В конце утрени — отпуст праздника (см. Служебник).

Литургия на Богоявление В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, служится литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого бывает тогда, когда этот праздник совпадает с воскресеньем или понедельником, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась в своем месте литургия св. Иоанна Златоуста
(а положенная в навечерие литургия св. Василия Великого переносится на самый день праздника).
На литургии: антифоны праздника.
Входное: « Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам».
Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся... » — в напоминание новопросвещенным, крестив шимся в древности в навечерие праздника,
Прокимен: « Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам ».
Стих: «Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его».
Апостол — Тит., зач. 203. Евангелие — Мф., зач. 6.
Задостойник, Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком».

Вопрос 2. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал

 

Манера исполнения: Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.