|
|||
Общая характеристика литературы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Главная особенность развития литератур западных и южных славян в конце XVIII — первой половине XIX в. — их тесная связь с процессом национального самоутверждения и освободительной борьбы. Прежде всего здесь вмести были идеи Просвещения, пафос классицизма и искания романтиков. Важнейшим содержанием литературного развития было формирование национальных литератур Нового времени, национального литературного языка, новых институтов литературной жизни — общенациональной сети издательств, журналов, библиотек, читален, театров. Особую роль играли межславянские литературные связи. В осознании своей принадлежности к большой семье родственных народов подневольные славяне нередко черпали моральную поддержку. В первые десятилетия XIX в. у южных славян, у чехов и словаков значительное развитие получили настроения своеобразного славянофильства, идея «славянской взаимности». Наиболее ярко ее выразил в своем поэтическом творчестве словацкий и чешский поэт Ян Коллар, предложивший целую программу культурного сближения славянских народов, которая предполагала взаимное изучение славянских языков, обмен литературой, создание профилированных славянских библиотек и журналов и т. д. К числу важных особенностей эпохи относится постепенно развивавшийся историзм художественного мышления, тесно связанный с осмыслением исторического бытия нации. Происходит вторжение в литературу обильного исторического материала, растет интерес к отечественной старине, к событиям борьбы против иноземных захватчиков (П. Негош в Черногории, Паисий Хилендарский в Болгарии). Авторы охотно черпали сюжеты из летописей, исторических хроник, легенд и преданий. В драматургии обращает на себя внимание трансформация рыцарской драмы в историческую. Позднее наблюдается переход к романтической поэтике, зачастую с широким использованием фольклорного элемента. Интерес к фольклору, и особенно к народной песне, играл особую роль в литературной жизни славян. В фольклоре увидели воплощение национального духа. Большим авторитетом в этом отношении пользовались идеи немецкого философа И. Г. Гердера, его мысль об отражении в фольклоре исторического бытия и национальной оригинальности народа. Одна из главных особенностей преромантизма и романтизма в литературах западных и южных славян — сильно выраженное народно-коллективистское начало. все время присутствует тема родины. В качестве субъекта здесь часто выступает национальный коллектив, борющийся народ. Романтическое мироощущение больше проявлялось своим мятежным духом, порывом к свободе. Мотивы разочарования, смятенности, трагизма чаще всего были сопряжены с трудной борьбой, поражениями восстаний и несбывшимися надеждами на освобождение. хотя у славянских романтиков также были такие проблемы, как дисгармония личности и общества, отчуждение человека. Байроническому романтизму особенно созвучно творчество чешского поэта К. Г. Махи, некоторыми сторонами поэзия А. Мицкевича и Ю. Словацкого в Поль-ше, Бр. Радичевича в Сербии. ПОЛЬША Литература Польши развивалась до последней трети 18 в. в условиях независимой страны, накопила богатые традиции и ценности, сильный творческий потенциал. Прошла полный цикл культурно-исторических эпох. Польский романтизм также вылился в мощное духовное течение. Яркие представители Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский и др. Романтизм как литературное течение создал выдающихся поэтов: Мицкевича, Словацкого, Красинского. Великим поэтом Польши и одновременно одним из великих мировых поэтов является Адам Мицкевич. Кульминационным пунктом в развитии творчества Мицкевича является его поэма «Пан Тадеуш» - самое зрелое его произведение. Написал книгу «Сонеты» (1826), включившая цикл «Крымские сонеты» с образом героя, тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. Юлиуш Словацкий (1809—1849) — один из самых выдающихся и разносторонних поэтов. Первые, появившиеся в 1833 году, сочинения Словацкого, в которых сильно влияние Байрона и Шекспира. Словацкий — поэт, более всесторонний, более восприимчивый к западным влияниям, более смелый и революционный, нежели Мицкевич. Отрицательно относился к аристократии и феодально-шляхетскому прошлому. Из лирических стихотворений Словацкого является его знаменитый ответ Красинскому «К автору трёх псалмов». Сигизмунд Красинский (1812—1859). «Небожественная комедия» — это шедевр творчества Красинского, где он поставил социальную проблему. Два мира борются в «Небожественной комедии» — мир аристократии и мир демократии. Предвестником позднейшего мистического течения — «мессианизма» — является Стефан Гарчинский (1805—1834). Горячий патриот, Гарчинский во время восстания 1830—1831 годов писал революционно-патриотические стихотворения. Глубоко потрясённый неудачей восстания, Гарчинский стал мистиком. Он оказал большое влияние на Мицкевича. Особое место среди польских романтиков занимает Киприян Норвид (1821—1883). Как таковой он не был признан и умер в нищете, всеми забытый, на больничной койке. . В основном романтическая польская литра закончила свой путь развития в 1830-х годах, после разгрома восстания. СЕРБИЯ романтизм появился с Бранко Радичевичем (1824—1853) во главе. Его называли маленьким сербским Пушкином. Главнейшие произведения его принадлежат к лирическому роду; поэмы его гораздо слабее, драм он совсем не писал. Наилучшими в сборнике его произведений («Песме») признаются («Прощание со школьными друзьями») и «Путь». современник Пётр II Петрович Негош (1814—1851), правительЧерногории в 1830—1851 годах и митрополитЧерногорский. Государственный деятель, реформатор, способствовал превращению Черногории в независимое современное государство. Автор многих поэм и стихотворений. Считается многими самым выдающимся поэтом сербской литературы. Крупнейшим произведением Негоша обыкновенно признается Поэма «Горный венец». в которой изображаются историческое событие конца XVII века —Эта поэма полна замечательных по художественности и народности сцен, изображающих мысли и чувства народной души. Поэтический наследник Бранко Радичевича, Йован Йованович-Змай (1833—1904), являлся одним из самых выдающихся сербских поэтов своего времени. Это тоже преимущественно лирик, переводил Пушкина, Лермонтова и др. Из лирических сборниковего заслуживают особенного внимания «Розы» (Дюличи), «Увядшие розы» (Дюличи увеоци).
|
|||
|