Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Расписание История мировой культуры. 1 КУРС



Расписание              История мировой культуры. 1 КУРС

15. 02. 22 – ФП-1-15. 45-17. 20

              ДС-1—14. 00-15. 35

16. 02. 22. - НХТ-1 – 9. 45-11. 2

                           

                                   Крещение Руси

Первое упоминание о каганате Рус встречается в 839г. в Бертинских анналах », где говорится о послах, которые были присланы вместе с византийцами к франкскому императору Людовику Благочестивому. В «Повести временных лет» - в 862г. сказано о призвании варягов. В 862г. - Акольд и Дир установили контроль над Киевом, в 882г. -новгородский князь Олег захватил Киев, покорив древлян, северян, радимичей, освободив их от уплаты дани хазарам.                                                                       В IX столетии  путем объединения   Новгородской и Киевской земель образовалось государство Русь, - раннефеодальное государство с многоукладной экономикой.

Многобожие, традиции родового строя с кровной местью, человеческими  жертвоприношениями перестали соответствовать изменившимся условиям общественной жизни.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы ) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть— на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду

Согласно « Повести временных лет»,   в 6496  лето от сотворения мира (то есть  приблизительно в 988 году н. э   киевский  князь Владимир Святославич принял  решение креститься от Константинопольской церкви. После чего   в царствование  императоров-соправителей Василия II и Константина VIII  присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно летописи, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

Боже великий, сотворивый небо и землю! При́ зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его

По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анн ы, сестры императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов. Тогда в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры согласились  отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Крещение вызвало в том числе и конфликты.  На  части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения  язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. . Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели  антихристианский,  хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный  аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими  данными  XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским   посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни брат матери князя Владимира—Малуши) и тысяцкого Путяты   В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной  церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — св. Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию   Северо-Восточной Рус и, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим  на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом  Кодранссоном, получившим от константинопольского императора Василия II грамоту « полномочного  представителя Византии  в русских городах Восточной Балтики».

Помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах— Новгороде, Чернигове, Переяславле Южном, Полоцке и Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области). Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелись каменные храмы. В Белгород е следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов ), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове Великом. Первая каменная постройка в Ростове—Успенский собор был заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.

Славяне заимствовали у Византии каменное зодчество, иконопись, фресковую роспись, житийную литературу, летописание, школу, переписывание книг, орган – но никто не спутает восточнославянской культуры с  византийской. Для Руси был характерен синтетический характер государственности. Как отмечал академик Рыбаков,  « Киев и его окрестности в IX  вв. были местом собирания разноплеменных дружин. Сюда попадали и пленные ляхи, и поселенные князем словене, чудьи и кривичи, нанятые варяги и торки (свои поганые), и датчане, и изгнанные монахи, и арабские купцы, и венгерские наездники». При этом культура Руси была связана  с синтезом  д остижений восточного славянства и христианкой культуры Византии.

В течение продолжительного времени охранялось  своеобразное двоеверие - совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия. Принятие христианства сблизило Русь с христианской Европой.  

Известно упоминание арабских авторов о надписях русским языком на камнях и деревьях. Договор 911г. князя Олега с греками составлен н двух языках – византийском и русском. Найдено более 600 берестяных грамот. Создателями славянского алфавита считаются братья-просветители Кирилл(826-869) и Мефодий (820-885). На основе греческого уставного письма создали славянскую письменность с добавлением «ж», « ш», «ч » «щ».

Ярослав Мудрый открыл в Киеве школу, где обучалось не менее 300 детей. Его дочери знали латынь, греческий, сын – 5 языков. В качестве материала для письма использовался пергамент, который был заменен бумагой  только в 15-16 столетиях. До XIX  в. писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Пергамент экономили, текст подавали в одну строку без водораздела, часто слова сокращались. Почерк в 11-13 столетиях называли « уставом», он должен быть четким и торжественным. Книга состояла из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В XI  в. появляются книги, богато оформленные киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет оковывали золотом и серебром, украшали жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. «Остромирово Евангелие», «Мстиславово Евангелие».                                                                                                                     Русская литература  сформировалась в первую половину XI  столетия. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь, и церковная литература получала широкое развитие. Светская литература появляется в среде господствующего класса, поэтому средневековая литература была элитарной. Жанровое разнообразие было невелико: летопись, житие и «слово». Древнерусская литература была представлена как переводными, так и оригинальными произведениями. Выбор переводных произведений, обусловленный церковностью, определялся, наряду со Священным Писанием, произведениями раннехристианских отцов церкви IV-V вв. - Иоанна Златоуста. Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Также переводились произведения массовой литературы – « Хроника Иоанна Малалы», «Христианская топография Косьмы Индикоплова», апокрифы (произведения раннехристианской литературы, не включенные в канон), патерики (произведения отцов церкви, признанных ее святыми). Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летопись. Этот жанр развивается в XI-XII  столетиях, летописанием занимается церковь, специально подготовленные монахи. Летопись могла вестись по конкретному поручению и иметь официальный характер. Но в действительности летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких народных масс и подвергая критике действия князей. Глубоко патриотична « Повесть временных лет», ее приписывают Нестору, создавшему ее в 1113г. Основная идея «Повести…» - единство русской земли. Летописец осуждает княжеские усобицы и кровавые распри. Т. о. Киев – город, в котором возник первый летописный свод, повествующий об истории всего раннефеодального государства. Другим распространенным жанром было «Житие» (название соответствует греческому «жизнь»). Это жизнеописания знаменитых патриархов, епископов, монахов – основателей тех или иных монастырей. Допускались описания жизни светских людей, но только в тех случаях, когда они признавались церковью святыми. Поэтому жития в науке обозначаются термином «агиография». При составлении житий требовалось выполнять правила:                                                                                                        1) неторопливое повествование от первого лица,                                                               2) композиция из 3 частей - с введением  и заключением, которое должно было содержать похвалу герою. Он должен быть святым, а отрицательный персонаж – на заднем плане. По преданию, Нестору принадлежит авторство первых дошедших до нас житий. - « Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». «Словом » в старину назвали речь. Золотой век этого жанра – XI-XII, уже  в   XIII  столетии он приходит в упадок.

« Поучение» Владимира Мономаха дошло до нас в Лаврентьевском списке « Повести временных лет ». Мономах дает сыновьим ряд моральных наставлений, морализующая тема перерастает в политическое завещание. В конце – автобиография князя. « Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (1037-50) – первое на Руси произведение, затрагиваюшее историософскую проблематику.

Задание.

1. Законспектировать и выучить материал.

2. Прочитать Кравченко Культурология, Параграф 3. 1-3. 2 с. 181-184

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.