Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Памяти юных. героев-антифашистов». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ



 

 

 

Классный час в 4 классе

«Памяти юных

героев-антифашистов»

Выполнили:

Клещёва Ксения Андреевна и

Гамянина Полина Сергеевна

Студентки 4 БПО-НОД

ФГБОУ ВО «МАГУ»

 

г. Мурманск

Цель: патриотическое воспитание обучающихся

Задачи:

Ознакомить обучающихся с именами детей героев-антифашистов.

Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.

Развивать творческие способности обучающихся

Форма: литературно-музыкальная композиция

Оборудование:

1. Фонограммы:

Песня “Священная война” (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Песня “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

Песня “До свидания, мальчики” (Б. Окуджава)

2. Интерактивная доска.

3. Презентация «Памяти юных героев-антифашистов»

4. Выставка книг о детях, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

5. Метроном

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1: Сегодня, 8 февраля – день юного героя-антифашиста. Более 60 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники и младше.

 

 

Ведущий 2:

Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-м, в мае…

 

Фонограмма песни “Священная война”.

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.

 

Ведущий 1:


Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово “война”.

Чтоб дойти до тебя, 45-й

Сквозь лишения, боль и беду

Уходили из детства ребята

В сорок первом году…


 

Ведущий 2: Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

 

Ведущий 1:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…

Ведущий 2:

Майор привёз мальчишку на лафете

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

К. Симонов

 

Ведущий 1: Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

Ведущий 2: А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

Ведущий 1:

Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строп мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать

Но всё равно, в боях они умели

Не отступать и побеждать!

Фонограмма песни “До свидания, мальчики”

Песня " До свидания, мальчики" - авторская. Она была написана (и стихи, музыка) одним человеком. И этот же человек прекрасно исполнил её, аккомпанируя себе на гитаре.
Эта песня - о Великой Отечественной. Об её ужасающей бесчеловечности, поломавшей всё привычное, устойчивое и светлое. Второе название песни - " Ах, война, что ж ты сделала, подлая" (по самой первой строчке). Песня автобиографична, хотя в ней нет конкретных имён. Окуджава писал её о всех своих друзьях. И эта тема настолько остро врезалась в его душу, что он не смог написать её сразу после войны, хотя и хотел. Ему понадобилось целых 13 лет

Ведущий 2:

Уходили мальчики – на плечах шинели

Уходили мальчики – храбро песни пели

Отступали мальчики пыльными степями

Умирали мальчики – где, не знали сами

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Уезжали мальчики, стиснув автоматы,

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом,

Шпрею – в сорок пятом

Показали мальчики за четыре года

Что такое мальчики нашего народа.

 

 

Краткие рассказы о жизни и подвигах детей:

Леня Голиков:

2 слайд

Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в оз. Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

Как-то партизаны решили взорвать поезд с немецкой боевой техникой. Когда паровоз подошёл к тому месту, где партизаны заложили мину, Лёня рванул шнур, и глухой взрыв потряс воздух. Когда партизаны бежали от ж. /д., за ними началась погоня. Старший группы Степан был ранен. Лёня перевязал его и повёл раненого. Но Степан потерял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю… За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью “За боевые заслуги”.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

 

3 слайд

Марат Казей:

 

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

5 слайд

Валя Котик:

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен. В феврале 1944 г. Валя участвовал в освобождении города Славуты, а когда шли освобождать Изяслав, партизаны приняли бой. Танки врага били из пушек и пулемётов. Валя упал от страшной боли в животе и потерял сознание. Он очнулся на повозке, двигавшейся по полю. Открыл глаза – по небу неслись самолёты с красными звёздами на крыльях. Это последнее, что увидел Валя в жизни, в свои 14…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

4 слайд

Зина Портнова:

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Долго гитлеровцы старались напасть на их след, пока им не помог провокатор – бывший ученик Обольской школы Михаил Гречухин.

Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент иона схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…

Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.

 

6 слайд

Вася Коробко:

Черниговщина. Фронт подошёл вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается мальчик. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надёжно прячет его.

Окраина села. Под мостом – мальчик. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского бронетранспортёра. В те дни партизаны убедились, что ему можно доверять, и через некоторое время поручили Васе серьёзное дело: стать разведчиком в самом логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передаёт партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью “партизану Отечественной войны” 1 степени.

 

Ведущий 1: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

 

Ведущий 2: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3, 5 млн. наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Ведущий 1:

 

Был враг добит, советская держава

Смела с лица Отчизны злую тень

София, Прага, Берлин, Варшава

Солдат встречали с песней в этот день.

 

 

Фонограмма песни “День Победы”

 Хоть песня «День Победы» и считается, на сегодняшний день, одним из самых главных атрибутов праздника 9 мая, но история создания композиции даже сейчас кажется довольно неоднозначной, хоть и прошло уже почти около полувека с момента её создания. Давайте ненадолго перенесёмся в март 1975 года. В это время страна подготавливается праздновать 30-летие победы в Великой Отечественной войне. По этому поводу в Союзе композиторов СССР объявляется массовый конкурс песни, посвящённой столь знаковому для каждого советского человека событию. Одним из тех, кто решается принять участие в конкурсе, является советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов.
Но одних слов явно было недостаточно. Именно поэтому Владимир Харитонов обращается к советскому композитору Давиду Фёдоровичу Тухманову, чтобы тот принял участие в соавторстве песни. Давид Тухманов принимает предложение и очень быстро пишет музыку на стихотворение Владимира Харитонова. После этого оставалось только найти того человека, который займётся исполнением песни. Эта ответственная роль досталась Татьяне Алексеевне Сашко, являющейся супругой Давида Тухманова.

Ведущий 1:

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Не плачьте,

В горле сдержите стоны

Памяти павших будьте достойны.

Минута молчания (включается метроном)

 

 

Ведущий 2:

 

Их теперь не обнять, не пожать им ладонь

Но восстал из земли негасимый огонь

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.

 

Ведущий 1: Есть вечный огонь и в нашем городе. И каждый год 9 мая мы ходим к нему, чтобы возложить цветы в дань памяти погибшим в те тяжёлые военные годы.

 

 

Ведущий 2:

 


Задохнулись канонады

В мире – тишина

На большой земле однажды

Кончилась война

Будем жить, встречать рассветы

Верить и любить

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

Как всходило Солнце в гари

И кружилась мгла

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла

Были чёрными берёзы

Долгие года,

Были выплаканы слёзы

Вдовьи – навсегда

Эта память – верьте, люди

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.


 

Просмотр видеофрагмента:

https: //www. youtube. com/watch? v=KKcMBvVWK8Q

 

 

Ведущий 1: Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. И боролись за свободу нашего народа не только взрослые, но и дети. Не забудьте, ребята, их имён. Пока люди помнят ужасы войны, не случается новая война. Помните об этом!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.