|
|||
Воспитание дошкольников. на культурных традициях своего народаВоспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Шамо Марина Ильинична музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» город Минусинск Цель: приобщение детей к своей национальной культуре. Задачи: Знакомить детей с традицией русского народа « осенняя ярмарка». Развивать социально-коммуникативные умения: находить партнера по игре, уступать друг другу, умение договариваться. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению народной культуры.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общими переживаниями. Одним из таких праздников является осенняя ярмарка. Это театрализованное действо включает в себя: хороводы, подвижные и музыкальные игры, шуточные песни, потешный фольклор, зазывания и выкрики «торговцев», а так же продажу игрушек и полезных вещей, изготовленных детьми заранее. Чтобы праздник получился ярким и весёлым, необходимо провести огромную совместную подготовительную работу музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей. Она включает в себя постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, рукоделием, ремёслами, историей, культурой. Это помогает детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Музыкальный фольклор вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений, что находит применение в различных видах музыкально-театральной деятельности: пении, народной хореографии, музыкально-фольклорных играх, игре на народных инструментах, народном театре. Основой музыкального фольклора является песня. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народные игры и хороводы – это своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения. В ходе фольклорных игр через образы природы ребёнок усваивает основные черты, характерные для носителя того или иного пола. Анализируя тексты игр, дети подходят к самостоятельному определению качеств девочек (девушек): красивая (красная), приветливая (приветная), разумная. Мальчиков (молодцев): сильный, смелый, разумный, защитник. Называя девочку «лебёдушкой», «павой», дети определяют общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую. Называя мальчика «соколом», «орлом», «охотником», «селезнем» - определяют его пластику как активную и наступательную. Активное участие дошкольников в таких мероприятиях добавляет им уверенности в себе и своих возможностях; помогает в усвоении определённых норм и общечеловеческих ценностей; побуждает к адекватным эмоциональным проявлениям. Кроме того, ребёнок включается в общее исполнительское действо, что особенно важно для развития социально- коммуникативных навыков. Календарные праздники – своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для таких праздников необходимо соответственное убранство музыкального зала. На сцене оформляется макет избы или крестьянского подворья. На них присутствуют: сундук, самовар, плетёные туески, корзинки, декоративные короба, вышитые салфетки, занавески, скатерти, тканые дорожки, декоративная печь, плетни. Родители принимают активное участие в изготовлении соответствующих костюмов для детей: коробейников, купцов, скоморохов, а так же праздничные девичьи сарафаны. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что нас окружает.
|
|||
|