Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Пример. Метод неоконченных предложений



 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Знаменская средняя общеобразовательная школа

 

 

 «Приёмы формирующего обучения»

(Форма: круглый стол, обмен опытом)

 

 

Данилина Василиса Петровна

учитель начальных классов

                                                                                      первой квалификационной категории

 

Знаменка, 2021

 

 

Дата проведения: 3декабря 2021г.

 

Круглый стол. Обмен опытом «Приёмы формирующего оценивания»

 

Выступление.

(Теоретический материал по книгеМ. А. Пинской «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»)

Принятый новый государственный образовательный стандарт… внедрил в … практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

(слайд 1)

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

 

(слайд 2)

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Статья «Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов» А. А. Красноборова

Цель данного оценивания – улучшать качество учения.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Юровских Л. Н. «Технология форм. оцен…. »

(Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения». )

(слайд 3)

Центральный момент – практически ежедневная – самооценка учеников. Дети учатся понимать учебные цели и оценочные критерии и ориентироваться на них, оценивая свои работы. У обучающихся есть возможность выбирать учебные задания, которые они потом оценивают. Обратная связь от учителя к ученикам и от учеников к учителю осуществляется систематически.

           

(слайд 4) Обратная связь: Осуществляется 3 способами: через постановку вопросов, наблюдение, беседу с детьми

 

(слайд5)

Постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения.

В терминах классификации Б. Блума это могут быть вопросы на:

•приложение: Какие ещё примеры ты знаешь? • анализ: Как ты можешь доказать, что... ? • синтез: Как можно это организовать, решить? • оценку: Что ты думаешь о …?

(слайды 6-11 – приемы форм. оценивания с открытых уроков)

1)Синквейн (слайд 6, 7 – словами, знаками)

2)Карты понятий, графы (слайд 8), можно словами, знаками - + знаковых изображений – экономия времени, образность, поле зрения не большое

3)Сигналы (цветовые – светофорик: зеленый – все верно, самостоятельно, желтый – с помощью, 1-2 ошибки, красный – много ошибок, затруднения)

Яблоки- красный- созрел, всё верно, желтый – не доспел, есть затруднения, зеленый – вовсе не созрел, многочисленные трудности

4)Схемы: линеечки (для определения уровня выполнения. Для постановки критерий оценки. Могут быть словесные – 1 слово-термин-критерий. Могут быть знаковые – 1 знак-1 критерий.

5)Символы (при постановке учебных целей – звуки, буквы, ребусы) (слайд 12 – источники)

 

 (По материалам: https: //urok. 1sept. ru/articles/668383 Методическая разработка " Элементы формирующего оценивания в начальной школе" Матыпова В. В. и книге М. А. Пинской)

М. А. Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

· критериальное самооценивание;

·  критериальное взаимооценивание;

· карта понятий;

·    составление тестов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания.

 

Из опыта использования приёмы формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

1. Пример. Метод неоконченных предложений

•   Мне больше всего удалось…

•   Было трудно…, потому что...

•   Я научился…

Критериальное самооценивание Критериальное взаимооценивание Карта понятий Составление тестов
1. Ответы на вопросы. 2. Цветовые сигналы. 3. Алгоритмы.   1. Линеейчки 2. Цели-критерии (цели-схемы, см. на слайде презентации) (см. пример на слайде – как словами, так и схемой) -постановка разных вопросов (с выбором ответа, с продолжение фразы и т. д. )

 

2. Карточки-оценки, мотивирующие наклейки, печати (из резиновых пробок вырезаются фигурки на конце – грибочки, геометрические фигурки, цветочки, солнышки; на подушечках-штампы –краски; условиться – что обозначает каждая фигурка, что обозначает каждый цвет.

3. Двустишия, сочиняю сама (применяю на уроках ОРКСЭ, в качестве оценки в рабочую тетрадь):

(Двустишия написаны в буклете, в буклете – приёмы из кн. М. А. Пинской, из интернета, свои приёмы)

1. Приятно проверять тетрадь.

Ты молодчина. Так держать!

 

2. Всё красиво! Аккуратно!

Проверять тетрадь приятно.

3. Аккуратнее пиши.

Читаться будет от души!

4. Без ошибок написал.

Выше всяческих похвал.

5. Верно и быстро решил.

Приятно удивил!

6. Не торопись и постарайся!

Писать «красиво» не стесняйся!

7. Умничка! Читать и проверять приятно!

В рассказе о подруге всё понятно!

8. Продолжи и прочитай,

Интересное узнай!

9. Полностью с тобой согласна!

Напутствие ребятам классное!

10. Совет в виде пословицы! Оригинально!

Работаешь по теме актуально!

 

Список литературы:

1. М. А. Пинская «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»

2. Статья «Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов» А. А. Красноборова

3. https: //urok. 1sept. ru/articles/668383 Методическая разработка " Элементы формирующего оценивания в начальной школе" Матыпова В. В.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.