Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Морфологический разбор деепричастия



Порядок разбора
1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив глагола).

3. Вид (совершенный, несовершенный).

4. От какой основы глагола и с помощью какого суффикса об­разовано.

5. Функция в предложении.

 

Образец разбора

Умирая, не скажу: была. (М. Цветаева)

1. Умирая — особая форма глагола — деепричастие, так как обозначает добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещает признаки глагола и наречия.

2. Начальная форма — умирать.

3. Несов. в.

4. Деепричастие образовано от основы настоящего времени глагола посредством суффикса -а (-я): умирать > умира-ют > умира-я.

5. В предложении является обособленным обстоятельством времени.

 

Упражнение 1.
1 вариант. Выпишите деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы деепричастий.
2 вариант. Выпишите деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы деепричастий.

1. И сразу с мест, взяв ружьё наперевес, поблескивая лакировкой своих металлических киверов, первые батальоны владимирцев двинулись вперёд. (С. -Ц. )
2. Попав из потёмок в световой круг, он остановился как вкопанный. (Ч. )
3. Он вынырнул и, фыркая, пуская пузыри, открыл глаза. (Ч. )
4. Княгиня внутренне радовалась, глядя на дочку. (Л. )
5. Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки. (Л. )
6. Вытащив из-за голенища сигнальные флажки, он коротко взмахнул ими, подавая сигнал. (К. С. )
7. Что-то насвистывая, он медленно, своей обычной солдатской походкой, вышел из кабинета. (Ч. )


Упражнение 2.
1 вариант. Выпишите предложения с деепричастиями несовершенного вида, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий.
2 вариант. Выпишите предложения с деепричастиями совершенного вида, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий.
1. Забирая влево, Дымов и Кирюха мало-помалу выбрались на мелкое, и тут ловля пошла настоящая. (Ч. )
2. Я спустился с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу. (Л. )
3. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собой. (Л. )
4. Она [Мери] сидела неподвижно, опустив голову на грудь. (Л. )
5. Прислонившись к перилам, Поль Морен глядел на воду. (А. Н. Т. )
6. Поль вернулся в каюту, лёг не раздеваясь. (А. Н. Т. )
7. Стёпка вылез из воды, быстро оделся и без шапки, болтая своими широкими шароварами, побежал к деревне. (Ч. )

Упражнение 3. Выпишите слова с допущенными ошибками в исправленном виде.
Прямо на восток тяниться безгранишная, слегка поднимавшаяся степь, то жолтая от сенокосов, на которых густо разросся нигодный молочай, то зеленевшая хлебами, то лилово-чёрная от поднятой недавно цилины, то серебристо-серая от ковыля. Отсюда она кажится ровной, и только привычный глаз рассмотрет на ней едва уловимые линии отлогих, невидемых, глубоких лощин и оврагов, да кое-где виднееться небольшим возвышением старый, распаханный и вросший в землю курган, уже без каменной бабы, которая, может быть, украшает в качестве скифского памятника двор Xарьковского универсетета, а может быть, увезенна каким-нибудь мужиком и заложенна в стенку загона для скотины.
(По В. Гаршину)

Упражнение 4. Прочитайте описание Наташи Ростовой из романа-эпопеи «Война и мир». Выпишите деепричастия, выполните их морфологический разбор.
Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на её строгое замечание, спрятала своё раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась
чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.
(Л. Толстой)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.