Морфологический разбор деепричастия
Порядок разбора 1. Часть речи.
2. Начальная форма (инфинитив глагола).
3. Вид (совершенный, несовершенный).
4. От какой основы глагола и с помощью какого суффикса образовано.
5. Функция в предложении.
Образец разбора
Умирая, не скажу: была. (М. Цветаева)
1. Умирая — особая форма глагола — деепричастие, так как обозначает добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещает признаки глагола и наречия.
2. Начальная форма — умирать.
3. Несов. в.
4. Деепричастие образовано от основы настоящего времени глагола посредством суффикса -а (-я): умирать > умира-ют > умира-я.
5. В предложении является обособленным обстоятельством времени.
Упражнение 1. 1 вариант. Выпишите деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы деепричастий. 2 вариант. Выпишите деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы деепричастий.
1. И сразу с мест, взяв ружьё наперевес, поблескивая лакировкой своих металлических киверов, первые батальоны владимирцев двинулись вперёд. (С. -Ц. ) 2. Попав из потёмок в световой круг, он остановился как вкопанный. (Ч. ) 3. Он вынырнул и, фыркая, пуская пузыри, открыл глаза. (Ч. ) 4. Княгиня внутренне радовалась, глядя на дочку. (Л. ) 5. Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки. (Л. ) 6. Вытащив из-за голенища сигнальные флажки, он коротко взмахнул ими, подавая сигнал. (К. С. ) 7. Что-то насвистывая, он медленно, своей обычной солдатской походкой, вышел из кабинета. (Ч. )
Упражнение 2. 1 вариант. Выпишите предложения с деепричастиями несовершенного вида, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. 2 вариант. Выпишите предложения с деепричастиями совершенного вида, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. 1. Забирая влево, Дымов и Кирюха мало-помалу выбрались на мелкое, и тут ловля пошла настоящая. (Ч. ) 2. Я спустился с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу. (Л. ) 3. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собой. (Л. ) 4. Она [Мери] сидела неподвижно, опустив голову на грудь. (Л. ) 5. Прислонившись к перилам, Поль Морен глядел на воду. (А. Н. Т. ) 6. Поль вернулся в каюту, лёг не раздеваясь. (А. Н. Т. ) 7. Стёпка вылез из воды, быстро оделся и без шапки, болтая своими широкими шароварами, побежал к деревне. (Ч. )
Упражнение 3. Выпишите слова с допущенными ошибками в исправленном виде. Прямо на восток тяниться безгранишная, слегка поднимавшаяся степь, то жолтая от сенокосов, на которых густо разросся нигодный молочай, то зеленевшая хлебами, то лилово-чёрная от поднятой недавно цилины, то серебристо-серая от ковыля. Отсюда она кажится ровной, и только привычный глаз рассмотрет на ней едва уловимые линии отлогих, невидемых, глубоких лощин и оврагов, да кое-где виднееться небольшим возвышением старый, распаханный и вросший в землю курган, уже без каменной бабы, которая, может быть, украшает в качестве скифского памятника двор Xарьковского универсетета, а может быть, увезенна каким-нибудь мужиком и заложенна в стенку загона для скотины. (По В. Гаршину)
Упражнение 4. Прочитайте описание Наташи Ростовой из романа-эпопеи «Война и мир». Выпишите деепричастия, выполните их морфологический разбор. Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на её строгое замечание, спрятала своё раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки. (Л. Толстой)
|