|
|||
Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 3. Упражнение 4. Упражнение 5. Legato. Staccato. Non legato
Вокальный кружок «Улыбка» Старшая группа Ср – Пт (03. 11) Тема: «Интонирование. Типы звуковедения» - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об интонировании. Как вы думаете что же это такое? (ответы) - Молодцы! Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация. - Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том, что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся. Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека, т. е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться. - Интонация является очень важным компонентом в пении. Но есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование. - Что мы можем понять, прослушав небольшой отрывок из музыкального произведения? 1. Слушание фрагмента «Пе-де-шаль» из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. По-Де-Шаль Из Балета Золушка слушать и скачать на LightAudio (ligaudio. ru) 2. Слушание фрагмента «Сцена с часами» из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Часы Золушка слушать и скачать на LightAudio (ligaudio. ru) (Учащиеся слушают, анализируют, строят ответы: выразительная интонация небольшого отрывка из мелодии, помогает нам определить характер произведения (т. к. по интонации мы можем определить темп, лад, динамику, регистр и другие средства музыкальной выразительности), название произведения, композитора, если произведение знакомое). - Молодцы ребята! А сейчас мы с вами попробуем все на интонационных упражнениях. Упражнение 1 При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.
Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания. Повторите упражнение. По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками. Упражнение 2 Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку. У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.
Упражнение 3 Произнесите междометие «о» с разной интонацией: • удивленно; • радостно; • испуганно. Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»: • восторженно; • спокойно и благожелательно; • категорическим тоном; • вопросительно; • задумчиво; • скорбно; • дерзко; • иронически; • с сожалением. Упражнение 4 Произнесите предложения с заданной интонацией. Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно! Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем? Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора. Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите! Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!! Упражнение 5 Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства. • «Открой дверь! » — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном. • «Пришла! » — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством. • «Молодец! » — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. • «Кушать подано! » — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно. - Молодцы! Как вы думаете, что такое звуковедение? Знаете ли вы его виды? (ответы) Звуковеде́ ние — способ связи звуков в процессе фонации. Включает в себя технику использования различных штрихов в процессе вокального интонирования. Звуковедение обусловлено принципом работы дыхания, фонетической структурой вербального текста. Есть три способа звуковедения: Legato (легато) Legato Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными. Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков. При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато рекомендованы распевки на гласные звуки и пение закрытым ртом. Пропевая в упражнениях гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных. Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются. Staccato Staccato (стаккато) – отрывистое пение. Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются. Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки. Non legato Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения. Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. На этом наш урок подходит к концу. Предлагаю вам продолжить фразы: «Сегодня на уроке я научился…» «Я узнал что…» «Я могу…». Д/з: Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает. - Спасибо за внимание! Урок окончен. До свидания.
|
|||
|