|
|||
Основные теоретические положенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
М. Ю. Лермонтов
Практическая работа № 3 Тема занятия: «Творчество М. Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики». Цель выполнения задания: вспомнить основные этапы творчества М. Ю. Лермонтова, анализ стихотворений. Необходимо знать: лирический герой, послание. Необходимо уметь: анализировать стихотворение, используя сведения теории литературы. Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник. Основные теоретические положения Элегия – стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философским темам. Ход выполнения задания, методические указания Произвести анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова по следующему плану: Стихотворение «Смерть поэта»: 1. История создания стихотворения. 2. Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»? 3. Как меняется настроение по ходу текста? 4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С какими интонациями следует читать каждую часть? 5. Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности? 6. Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу? 7. Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены? 8. Проанализируйте поэтический синтаксис стихотворения (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др. ). Стихотворение «Пророк»: 1. История создания стихотворения. 2. Почему поэт-пророк отвергнут толпой? 3. Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены? 4. Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность? 5. В чем истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему? 6. Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка. 7. Сопоставьте стихотворение Лермонтова " Пророк" с " Пророком" Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях? 8. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами. Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
Стихотворение «И скучно и грустно…»: 1. История создания стихотворения. 2. Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение? 3. Можно ли определить жанр этого стихотворения как элегию? 4. Что лежит в основе лирического сюжета? Как он развивается? 5. С кем лирический герой разговаривает? О чем? С какой целью? 6. Найдите в тексте пары антонимов. С какой целью поэт их употребляет? 7. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Согласны ли вы с этим высказыванием? Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»: 1. История создания стихотворения. 2. Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение? 3. Назовите тему стихотворения? 4. Что представляет собой композиция стихотворения? На какие части можно разделить его? 5. О чем думает герой? Чувствует ли он себя одиноким в этом мире? Стихотворение «Родина»: 1. На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? Вопросы для анализа первой части: 1. Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе? 2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой? 3. Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения? 4. При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
|
|||
|