Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Василий Антонович КОСЯКОВ (1862-1921) директор ИГИ в 1905-1921 гг., профессор.



Архитектор (гражданский инженер), художник, педагог. Профессор (1900). Надворный (1895), статский (1902), действительный статский (1905) советник. Наибольшую известность получил как автор соборов и других культовых построек, в которых проявился поиск национального стиля. Представитель неорусского стиля и неоклассики, византийского стиля и модерна. Первый избранный директор Института гражданских инженеров (ИГИ, 1905–1921).

Окончил Первое реальное училище, затем ИГИ (1880–1885) в Петербурге. Ученик архитектора Н. В. Султанова. Студентом участвовал в строительстве вокзала в г. Брест и бараков для войск при московско-брестской железной дороге.

Служил в департаменте таможенных сборов (с 1885 г. ). Помощник делопроизводителя в технико-строительном комитете Министерства внутренних дел (ТСК МВД, с 1891 г. ). Одновременно преподавал в школе десятников Императорского Русского технического общества (ИРТО) и в ИГИ (с 1888 г. ). Занимался составлением архитектурных проектов и частными постройками.

Архитектор хозяйственного управления Синода (с 1897 г. ) с оставлением в занимаемых должностях. Архитектор высочайшего двора (1910-е гг. ), инспектор по строительной части при Кабинете его императорского величества (с 1914 г. ).

Член Санкт-Петербургского общества архитекторов (1887), ТСК МВД (1905) и реставрационной комиссии Императорской Археологической комиссии (ИАК, 1912).

Как член СПб. общества архитекторов принимал участие в конкурсах, дважды удостоен премии за представленные архитектурные проекты: здания английского клуба для г. Екатеринослава (с 1926 г. — Днепропетровск, Украина) и собора Св. Владимира для Астрахани. Автор проекта православной церкви при русской дипломатической миссии в Сеуле (Корея, 1904), который не был осуществлен.

Строил самостоятельно и в соавторстве с братьями — гражданским инженером Вл. А. Косяковым (1866–1922, выпускник ИГИ) и архитектором-художником Г. А. Косяковым (1872–1925, окончил Академию художеств) в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве (с 1917 г. — Лиепая, Латвия), Астрахани, Батуми.

Как и его учитель Н. В. Султанов, проектировал в византийском и ложнорусском стиле. Развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-е гг. Интерес к памятникам византийской архитектуры и сама идея использования их в качестве прообразов своих церковных проектов возникли уже на ранних этапах творческого пути Вас. А. Косякова. Увлечение «византийской идеей» определенно демонстрирует уже архитектура церкви Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Большой пр. В. О., 100; 1889–1898), проект которой был разработан Косяковым совместно с Д. А. Пруссаком в 1888 г. В этом памятнике интересно обыгрывается замечательный замысел византийских зодчих. Проект церкви на Васильевском острове можно назвать своего рода пробой творческого пера Косякова.

Самым выдающимся произведением Василия Косякова стал собор Николая Чудотворца, или Свято-Никольский, (Морской собор) в Кронштадте (1902–1913), задуманный и осуществленный как храм-памятник героям русского флота. По вместимости он уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве, храм и хоры вмещали до 6 тысяч молящихся. Крест на куполе стал маяком для кораблей, плывущих по Финскому заливу. За основу собора по совету своего учителя Н. В. Султанова архитектор взял константинопольский Софийский собор. Косяков по специальному разрешению посетил Константинополь (Турция) для изучения храма св. Софии (532–537, после захвата турками Константинополя в 1453 г. стал мусульманской мечетью и переименован в Айя-Софию). Выполненные им архитектурные зарисовки, подмеченные им особенности строительного мастерства легли в основу проектов Морского собора в Кронштадте, церкви Казанской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря в Петербурге и др.

Построенный в византийском стиле, Морской собор в Кронштадте представляет собой одно из наиболее цельных и грандиозных произведений не только русского византинизма, но и всего национально-романтического направления в русском модерне.

Воля и организаторский талант архитектора объединили в работе над Морским собором как самостоятельных талантливых мастеров, в том числе братьев Владимира и Георгия, имевших архитектурно-художественное образование, так и целые организации.

В 1918 г. здание собора было национализировано и передано Кронштадтскому совету. Собор закрыли в 1929 г. для устранения всякой «церковности» и переоборудовали в кинозал. 14. 02. 1930 г. на Якорной площади Кронштадта состоялся антирелигиозный митинг. С храма сбросили 16 колоколов и все 7 позолоченных крестов. С рельефных орнаментов куполов смыли позолоту, отломали позолоченные подзоры икон, разобрали мраморный иконостас, заштукатурили мозаичные иконы и закрасили росписи. Изъяли реликвии и все церковное имущество. В 1950-е гг. в результате переделки собора под кинотеатр в его стены были врезаны металлические конструкции подвесного потолка, соорудили балкон и перегородки, на месте алтаря оборудовали сцену.

Собор объявлен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия. Он стал возрождаться несколько лет назад, когда при храме образовалась община, и из него выехал театр Балтфлота. Предполагается, что по архивным данным здесь восстановят мемориальные доски с именами 12 тысяч моряков, павших за Отечество.

Вас. А. Косяков отличался разносторонней одаренностью, широкой эрудицией и необычайной энергией. Число спроектированных им зданий самого разного назначения поражает. Только в Петербурге по его проектам сооружено около двух десятков объектов, среди которых церкви, доходные дома, дома призрения, здание Благородного собрания, храм Богоявления в порту на Гутуевском острове, комплекс подворья Киево-Печерской лавры и многие другие.

Велика заслуга Вас. А. Косякова в руководстве постройкой крупнейшего собора России предреволюционной поры — придворной церкви святых Петра и Павла в Петергофе с церковно-приходской школой и электростанцией (1895–1904) по проекту архитектора Н. В. Султанова. Здесь проявились лучшие качества Косякова как инженера, организатора строительных и отделочных работ. одновременно он много строил по собственным проектам, преподавал, занимался научной деятельностью.

Вас. А. Косяков принимал активное участие в перестройке и реконструкции пришедших в ветхость зданий, не отвечавших требованиям времени. Он выполнил перестройку зданий подворья при Благовещенской церкви на 8-й линии (1898–1899), подворья Староладожского Успенского женского монастыря по адресу: Нарвский пр., 1 – Старо-Петергофский пр., 29 (1905–1910), и др.

Автор научных трудов и учебных пособий (Сельскохозяйственная архитектура. Служба. Курс лекций. 2-е изд. СПб., 1904, и др. ). награжден орденами Св. Анны II ст. (1897) и Св. Владимира III ст. (1908).

Казанская церковь-усыпальница Воскресенского женского Новодевичьего монастыря у входа на Новодевичье кладбище в Петербурге (1908–1913), выполненная в русско-византийском стиле, — одно из последних творений Косякова. В ней была устроена двухъярусная усыпальница на 350 склепов из железобетона. Стены внутри были облицованы темно-зеленым мрамором, из мрамора сделан также иконостас. Роспись интерьера в древнерусском стиле и исполнение образов (художник Ф. Р. Райлян с помощниками, 1912–1915) были приостановлены из-за Первой мировой войны.

Казанская церковь закрыта летом 1927 г., разорена и долго использовалась под цех. Из нее вывезли все, что могло представлять какую-либо ценность вплоть до мрамора и арматуры. В 1970-х гг. над Казанским храмом нависла угроза уничтожения. Уже было принято решение о том, чтобы взорвать усыпальницу. Однако стараниями руководства ВНИИэлектронмаш (который занимал монастырский комплекс) храм сохранился.

Начало возрождения Казанского храма положил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (нынешний Святейший Патриарх). Продолжил его труды митрополит Иоанн (Снычев). С декабря 1990 до октября 1994 г. в крипте церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 г. обосновалась община Московской Патриархии. 15 марта 1992 г. в нем состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери «Державная» и началась реставрация. 17 июня 2006 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение Казанского церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря.

У стен Казанской церкви в 1921 г. был погребен ее архитектор. Но могила его утрачена, надгробие погибло. Захоронение 1922 г. его младшего брата Вл. А. Косякова на Новодевичьем кладбище сохранилось (утрачена только металлическая ограда) и постановлением правительства РФ № 527 от 10. 07. 2001 г. внесено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

Для увековечения памяти Василия Антоновича Косякова — талантливого зодчего, автора проекта Казанской церкви и многолетнего ректора ИГИ — по инициативе студентов СПбГАСУ и с благословления настоятельницы Новодевичьего женского монастыря игуменьи Софии, принято решение о сооружении ему памятника (гранитная стела с мемориальным текстом) у стен храма. К 145-лстию со дня рождения архитектора у стены казанской церкви был установлен и освящен закладной камень (10. 10. 2007 г., автор — студент СПбГАСУ Александр Новиков). Разработан проект памятника Вас. А. Косякову (автор — студент СПбГАСУ Николай Кобцев), в Университете создан Комитет по увековечению памяти зодчего.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.