Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Летит кибитка удалая



 

Устаревшие и новые слова.

Цели: познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами;

      учить находить эти слова в тексте;

      вывести понятия историзмов и архаизмов;

      направить детей на понимание роли устаревших слов в художественном тексте;

      познакомить со словарями.

 

Ход занятия:

 

I. Речевая разминка.

- Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.

- Что мы называем фольклором?

- Назовите жанры устного народного творчества.

- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на занятии.

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

                                                   

                                                     Снега пушистые взрывая,

                                                    Летит кибитка удалая

                                                    Ямщик сидит на облучке

                                                    В тулупе, в красном кушачке.

- Кто вспомнил автора этих строк? (А. С. Пушкин)

II. Знакомство с устаревшими словами.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто может объяснить значение этих слов?

- Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)

- Как им будем пользоваться?

 

- Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.

- Кушак – широкий матерчатый пояс.

- Ямщик - возница на почтовых лошадях.

- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.

- Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.

- Употребляем мы в настоящее время эти слова?

- Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли)

- Кто догадался, какая тема урока?

- Тема урока «Устаревшие слова».

ФИЗМИНУТКА

III. Знакомство с историзмами и архаизмами.

1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним.

ЦАРЬ                                        ЗГА

ИЗБА                                   ГРАД

ГЛАШАТАЙ                      ЛАНИТЫ

БОЯРЕ                                ЧЕЛО

КРЕСТЬЯНЕ                      ПЕРСТ

ВОЕВОДА                          ОЧИ

ЛАТЫ                                  ЗЛАТО

ДВОРЯНЕ                           ГЛАВА

ЛАПТИ

КОЛЬЧУГА

2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов.

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).                                     

ИЗБА (дом)                                     

ГЛАШАТАЙ (оратор)                   

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)                                  

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)                             

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)                             

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)                                  

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)                             

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?  

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

- Запишите определение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.