|
|||
Летит кибитка удалаяСтр 1 из 3Следующая ⇒
Устаревшие и новые слова. Цели: познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами; учить находить эти слова в тексте; вывести понятия историзмов и архаизмов; направить детей на понимание роли устаревших слов в художественном тексте; познакомить со словарями.
Ход занятия:
I. Речевая разминка. - Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века. - Что мы называем фольклором? - Назовите жанры устного народного творчества. - Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на занятии. - Прочитайте отрывок из стихотворения.
Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушачке. - Кто вспомнил автора этих строк? (А. С. Пушкин) II. Знакомство с устаревшими словами. - Все ли слова вам понятны? - Кто может объяснить значение этих слов? - Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь) - Как им будем пользоваться?
- Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп. - Кушак – широкий матерчатый пояс. - Ямщик - возница на почтовых лошадях. - Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа. - Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником. - Употребляем мы в настоящее время эти слова? - Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли) - Кто догадался, какая тема урока? - Тема урока «Устаревшие слова». ФИЗМИНУТКА III. Знакомство с историзмами и архаизмами. 1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним. ЦАРЬ ЗГА ИЗБА ГРАД ГЛАШАТАЙ ЛАНИТЫ БОЯРЕ ЧЕЛО КРЕСТЬЯНЕ ПЕРСТ ВОЕВОДА ОЧИ ЛАТЫ ЗЛАТО ДВОРЯНЕ ГЛАВА ЛАПТИ КОЛЬЧУГА 2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно. - Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие) - Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках) - Попробуем определить лексическое значение этих слов. ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства). ИЗБА (дом) ГЛАШАТАЙ (оратор) БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя) КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе) ВОЕВОДА (военноначальник в старину) ЛАТЫ (старинные доспехи воина) ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения) ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка) КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов) - Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают? - Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению. - Запишите определение.
|
|||
|