Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цезарь Антонович Кюи



Цезарь Антонович Кюи–русский композитор и критик, член прославленной Пятерки – Могучей кучки (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), один из основоположников национального движения в русской музыке, крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки.

Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он – автор свыше 700 музыкально-критических работ.

 

 

 

 

Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, француза, оставшегося после войны 1812 года в России. У мальчика рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В 14 лет он сочинил свое первое сочинение – мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже Увертюра или нечто в этом роде. Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.

 

 

 

В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. Жизнь Цезаря Антоновича Кюи сложилась так, что заниматься творчеством ему удавалось лишь в свободное от исполнения служебных обязанностей время. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым. Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству.

 

В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3, тогда же он завершил в первой редакции оперу Кавказский пленник. В 1859 г. Кюи написал комическую оперу Сын мандарина, предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.

 

В 60-е гг. Кюи работал над оперой Вильям Ратклиф, в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником. Романтические тенденции проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии.

 

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи – оперы Анджело на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка Анджело отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы характеры сильные, яркие, запоминающиеся.

 

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как Эоловы арфы, Мениск, Сожженное письмо, Истомленная горем, 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25 стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К. Толстого и др.

Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту для фортепиано В Аржанто, 25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту Калейдоскоп и др.

 

Приверженец строгости формы и ясности стиля, Кюи более других ополчается на носителя чуждой ему композиторской манеры М. П. Мусоргского. Глубоко русский характер этой музыки не был им понят. Исходя из собственных представлений о гармонии, Кюи закончил и отредактировал незавершенную оперу Мусоргского Сорочинская ярмарка, придав произведению музыкальную гладкость и салонный лоск, которых ему, по разумению Кюи, недоставало. Упорный и трудолюбивый композитор долго бился над оперой Капитанская дочка, но его музыке не хватало как раз той эпической силы, которой в избытке заряжены творения Мусоргского.

 

За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, - бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище.

 

Otá zky:

1. Где родился Кюи?

2. Кто был учителем композитора?

3. Какие оперы сочинил Кюи?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.