Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3



Центровка валов

1. Цель работы .

Целью лабораторной работы является изучение методики центровки валопровода по изломам и смещениям в соединениях валов.

2. Общие положения.

2. 1. Линий судового валопровода (рис. 1) в общем случае состо­ит из следующих основных частей: ДВИЖИТЕЛЯ (1), ДЕЙДВУДНОГО УСТРОЙСТВА (2), ГРЕБНОГО ВАЛА (3), ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА (4), ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ (5), УПОРНОГО ВАЛА (6), ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (7).

2. 2. Ось валопровода представляет собой пряную линию, соединяющую центр фланца главного двигателя с центром диска винта. Нарушение прямолинейности линии валопровода или ее части выше допустимых пределов называется расцентровкой валопровода.

2. 3. Сущность метода центровки валопровода по изломам и смещениям заключается в том, что валопровод при разболченных фланцевых соединениях проверяют на смещение относительно друг друга сопрягаемых фланцев и излом валовой линии в местах фланцевых соединениях (рис. 2).

2. 4. Смещение называют расстояние между осями спариваемых валов в случае их центровки. Смещение измеряют обычно в миллиметрах. Фланцы спариваемых валов, как правило, имеют одинаковый диа­метр. Поэтому смещение осей этих валов легко определяется и paвно paccтоянию между образующими цилиндрических поверхностей фланцев т. е. δ = α .

Смещение на фланцевых соединениях в вертикальной и горизонтальной плоскостях считают положительными при смещении носового вала вниз или на правый борт относительно соединяемого с ним кормового вала и отрицательными при смещении носового вала вверх и на левый борт относительно того же вала.

2. 5 Излом оси валопровода называют такое положение осей соединяемых валов, когда ось одного вала не является продолжением оси другого вала, а отклонение от нее на какой-то угол «φ ». Для сравнительной оценки состояния оси валопровода принято считать величину излома в миллиметрах на длине 1 м. Изломы считаются положительными, если раскрытие фланцев направленно вверх или на левый борт, противоположное направление раскрытия соответствует отрицательным изломам.


 



3. Методика проверки линии валопровода при помощи стрел.

3. 1. Проверку линии валопровода осуществляют с помощью пары стрел с индикаторами часового типа, установленных в диаметрально противоположных точках на соединительных фланцах. (рис. 3).

3. 2. Стрелы (I) крепятся на фланец вала (2) с помощью винтов (3). На каждой стреле установлено по два индикатора (4).

3. 3. Для определения смещения валов в вертикальной плоскости измеряют зазоры  и . Определение изломов в этой же плоскости производится путем измерения зазора  и .

3. 4. Определение смещения валов в горизонтальной плоскости  и  изломов  и  производится после поворота обоих валов на 90° по правому борту.

3. 5. После повторного поворота валов на 90° осуществляются из­мерения смещений и изломов  снова для вертикальной плоскости.

3. 6. Последующий поворот валов на 90° позволяет измерить смещения и изломы :  повторно для горизонтальной плоскости.

3. 7 Peзультаты измерений заносятся в таблицы 1 и 2. По этим результатам определяется сумма показаний индикаторов (I+II и III+IV), разность этих сумм Δ и как результат измерений:

3. 8

- смещение:

- излом  , где

D = 230 мм – диаметр разноса стрелок.

4. Устранение изломов и смещений оси валопровода по результатам измерений

4. 1. Величина смещения  и излома  - для вертикальной плоскости и  и  - для горизонтальной плоскости при сравнении с допускаемыми значениями:

,

дают возможность определить величину перемещения подшипников центруемого вала для устранения изломов и смещений.


 


Смещение                                             Таблица 1

Номер

соединения

Место измерения

Допускаемое отклонение (мм)

Фактические значения

Показание индикатора

Сумма показаний

Разность сумм показаний Δ

Смещение (мм)

I II

 

Вверх  

Низ  
Правый борт  

Левый борт  

 


 

                                                         Излом                                                Таблица 2

                                                                                                     


Номер

соединения

Место измерения

Допускаемое отклонение ( )

Фактические значения

Показание индикатора

Сумма показаний

Разность сумм показаний Δ

Излом 

 ( )

III IV

 

Вверх  

Низ  
Правый борт  

Левый борт  

 


4. 2. Определение величины перемещения подшипников производится отдельно для горизонтальной и для вертикальной плоскостей.

4. 3. Предположим, что при измерении изломов и смещений в вер­тикальной плоскости получили следующие результаты:

;

;

при положении раскрытия фланцев - вверх (рис. 4) тогда для устранения чистого смещения проверяемого вала оба подшипника необ­ходимо опустить на величину 1, 0 мм. Но так как в данном случае име­ет место и излом, то их величины следует учитывать совместно. Для упрощения расчетов подцентровка проводится в два этапа:

- сначала устраняются излом, причем за центр разворота прове­ряемого вала принимается точка " О" - центр фланца вала; тогда ве­личина переведения кормового подшипника вала

а носового подшипника вала  

 

- после этого для полного устранения излома и смещения проверяемого вала следует оба подшипника опустить на величину 1, 0 мм.

В результате имеем:

- кормовой подшипник следует переместить на величину:

                            

- носовой подшипник, на величину

                               

4. 4. Устранение изломов и смещений в горизонтальной плоскости производится аналогично для соответствующих значений

                                       и



5. Устройство лабораторной установки.

5. 1. Лабораторная установка (рис. 5) состоит из неподвижного основания на котором монтируются (в зависимости от варианта задания)

- два вала длиной 800 и 1600 мм;

- два вала длиной 1200 мм;

- три вала длиной 800 мм.

5. 2. Валы cмонтированы на подвижных опорах. (рис. 6). Устроиство опор позволяет перемещать вал в вертикальной плоскости с помощью маховика (I) и в горизонтальной плоскости болтами (2).

5. 3. На фланцах валов закреплена стрела с индикаторами I и II для измерения смещения и III, IV - для измерения излома. Цена деле­ния индикатора 0, 01 мм.

6. Порядок выполнения работы.

6. 1. Изучить методические указания к данной работе.

6. 2. Проверить линию укладки валопровода

6. 2. 1. Снять показания индикаторов при повороте валов через каждые 90°, начиная с вертикального положения (верх).

6. 2. 2. Занести результаты измерений в таблицы и рассчитать величины

     смещений и изломов для горизонтальной и вертикальной плоскостей.

6. 2. 3 Сравнить полученные результаты с контрольными, полученными лазерным штихмастом.

6. 2. 4. Оформить отчет о проделанной работе.

7. Оформление отчета.

7. 1. В отчете должны быть отражены:

7. 1. 1. Цель работы.

7. 1. 2. Сущность метода проверки линии валопровода.

7. 1. 3. Краткое описание лабораторной установки и ее техническая характеристика.

7. 1. 4. Нормативные допуски на смещение и излом.

7. 1. 5. Таблицы с результатами измерений.

7. 1. 6. Расчет величин перемещений подшипников для устранения

смещений и изломов.

 




7. 2. Отчет должен включать в себя эскизы, поясняющие конструкцию лабораторной установки; расположение индикаторов, положение центрируемого вала в двух плоскостях в соответствии с результатами измерений.

7. 3. Величина смещения подшипников контролируется лазерным штихмастом. Для чего на фланце закрепляют излучающий лазер, луч которого направлен вдоль валовой линии. Расстояние от луча до вала контролируется лазерным штихмастом. Результаты занести в таблицу.

7. 4. Вся графическая часть должна быть оформлена в соответствии с действующими ГОСТами ЕСКД.

 

 

Литература.

ОСТ5. 4078-79 Валопроводы надводных судов и кораблей. Монтаж.

Технические требования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.