Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





79. Эмпатия - способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других, умение поставить себя, на место партнера по общению.



ТЕЗАУРУС

1. Адаптация - приспособление органа чувств к действующему раздражителю (вода, которая поначалу казалась слишком горячей или слишком холодной, через несколько минут уже вообще почти перестает ощущаться).

2. Акцентуация характера – преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

  1. Аффект - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

4. Внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра.

5. Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новыми поколениями общественного исторического опыта с целью подготовки его к жизни.

6. Восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации.

7. Восприятие времени – восприятие, отражающее длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов.

8. Восприятие движения - восприятие, неотделимое от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.

9. Восприятием пространства - восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях.

10. Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятия, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов.

  1. Готовность памяти - способность легко воспроизводить сведения, необходимые в конкретной ситуации.
  2. Диспут - коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
  3. Зачёт - форма проверки выполнения студентами вузов и учащимися средних специальных учебных заведений лабораторных и расчётно-графических работ, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики.

14. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др. ) в процессе жизнедеятельности и работы.

  1. Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностью, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
  2. Компетенция общая - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.
  3. Компетенция профессиональная - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
  4. Консультация – занятие, проводимое для оказания педагогически целесообразной помощи обучающимся в самостоятельной работе: групповая (текущая, преъэкзамениционная); индивидуальная (вводная; текущая; заключительная).
  5. Культура управления – обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Она включает в себя совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить ее красиво.

20. Конфликт – столкновение интересов, целей, средств их достижения. Позиций, мнений или взглядов оппонентов.

  1. Лабораторные занятия - один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание.
  2. Лекция – занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
  3. Лидерство – процесс социальной организации и управление общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

24. Личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя.

  1. Маскулинность - комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам (сила, жестокость и пр. ).
  2. Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.
  3. Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учеников, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения.
  4. Методы управления – совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.
  5. Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
  6. Мышление – высший психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
  7. Мышление оперативное - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность.

32. Настроение – слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

33. Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности – преподавание и учение.

34. Образование – процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

35. Объем внимания - качество, определяемое числом одновременно отражаемых объектов, зависит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки (объем внимания человека составляет 4 - 6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные; у опытных водителей объем внимания больше, чем у начинающих).

36. Оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность.

37. Организация внимания - умение пользоваться качествами внимания в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последовательности.

38. Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др. ).

39. Память - способность усваивать, сохранять и воспроизводить информацию. Памяти водителя присущи свойства - достаточный объем, скорость, точность запоминания и продолжительность.

  1. Пантомимика (жестикуляция) – координированные движения тела и рук, которые сопровождают и выражают различные эмоциональные переживания и психические состояния.
  2. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
  3. Педагогическое взаимодействие - способ, процесс и результат достижения учителем и учеником совместной цели в пед. деятельности.
  4. Педагогическая деятельность - специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
  5. Педагогический процесс - как система из цели обучения (для чего учить); содержания учебной информации (чему учить); методов, приёмов обучения, средств педагогической коммуникации (как учить); преподавателя; учащегося.
  6. Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития.

46. Переутомление - состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных периодов работы.

  1. Планирование - разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого.
  2. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

49. Порог различения -минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений (как много крупинок нужно добавить, чтобы вы почувствовали, что вода стала слаще).

  1. Прогнозирование - взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.
  2. Психология – «плюхе» душа + «логос» наука – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

52. Психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация.

53. Распределение внимания – качество внимания, которое определяет способность человека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними.

54. Рациональный режим труда и отдыха - организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.

  1. Риск - опасность принятия решения о реализации того или иного меропрятия, при осуществлении которого фактические результаты (доходы) окажутся меньше, чем те, из расчета на которые принималось решение. Риск заключается в возможном уменьшении фактической отдачи от капиталовложений по сравнению с ожидаемой.
  2. Семинар – активная форма учебного процесса, построенная на основе знаний, приобретаемых обучаемыми самостоятельно по заданию руководителя путём непосредственного их взаимодействия с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.
  3. Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

58. Синестезия - сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение.

  1. Социально-психологический климат коллектива – совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Его функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая.
  2. Сре́ дства обуче́ ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

61. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

  1. Субъект – человек познающий, действующий, носитель сознания и самосознания.
  2. Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений.
  3. Умозаключение - форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
  4. Управленческое решение – процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления. Его основная закономерность – цикличность.

66. Усталость - недостаток сил и энергии, возникший в результате естественной жизнедеятельности.

67. Утомление умственное - утомление водителя, возникающее при продолжительной и интенсивной умственной работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками головного мозга.

68. Утомление физическое - утомление водителя, связанное с большой физической нагрузкой, нередко возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу.

69. Утомление эмоциональное - утомление водителя, вызванное постоянной готовностью реагировать на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки.

  1. Темперамент - врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
  2. Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, в рамках которой осуществляется пед. взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в равные отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
  3. Феминность - комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это - характерологические черты мягкости, готовности помочь и пр.
  4. Форма организации обучения – способ организационного построения процесса обучения, определяющий характер учебно-познавательной деятельности ученика, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя и структуру занятий.
  5. Характер – совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности его поведения и взаимодействия с другими людьми; и проявляется в отношении человека к себе, к окружающим его людям, к работе, к жизни и т. д.

75. Человеческий фактор – система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда.

76. Экзамен - форма итоговой проверки знаний обучающихся, а также поступающих в учебные заведения и оканчивающих их. В отличие от зачётов знания на Э., как устных, так и письменных, всегда оцениваются отметками.

  1. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

78. Эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость).

79. Эмпатия - способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других, умение поставить себя, на место партнера по общению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.