Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Конспект занятия по теме: Репортаж - наглядное представление о том или ином событии»



 

Тема 4: «Репортаж - наглядное представление о том или ином событии»

Цель: Способствовать формированию понятия «репортаж»

Задачи:

1. Познакомить с особенностями репортажа как газетного жанра;

2. Подготовить к самостоятельному написанию репортажа;

3. Воспитывать уважения к профессии репортера;

4. Развивать умение слушать друг друга.

 

 

         Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача - рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. «Репортаж – это глаза и уши читателя», - так сказал об этом жанре известный лингвист

  Г. Я. Солганик. У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о свершившемся факте, а репортаж изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

  Единых обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему. Однако выделяют зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла. Зачин должен быть динамичным. Динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям.

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи - повествование. Организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности» происходящего (так называемое «настоящее репортажа»). Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и др.

Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

* Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

* Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

* Репортажи обычно пишутся сразу после события.

* Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

* Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

 

Репортаж бывает: событийный, тематически-познавательный, актуальный, рапертаж-расследование.

Особенностями репортажа являются: эффект присутствия, стопроцентная достоверность, детали должны быть точны, правдивы, передавать «аромат эпохи», «аромат событий». Читатель должен почувствовать звуки, запахи, цвет того места, где происходит событие; фактографичность, элемент расследования, оценка журналиста, фото с места события, мнение экспертов, данные документов, сведения очевидцев, вывод, подведение итогов, анализ информации.

Репортаж информ. жанр, кот. достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие на месте действия и создающего «эффект присутствия» для читателей.

Специфика: пишется только с места события, отражаемое событие обязательно должно содержать элемент новизны, от начала до конца пронизан авторским «Я».

Сама газетная практика определила видовое деление жанра:

Оперативный: автор, отражая событие, сообщает читателю о том, что видел и слышал; динамично развертывая общую панораму события. Рассказ идет от первого лица, выразительно и недвусмысленно фигурирует авторское «Я».

Две тенденции:

· строго придерживаться естественного хода события, точно фиксировать и отображать факты;

· создавать связанную сквозным действием беспрерывную серию рисунков – переносить читателя на место события.

Синтезированный: соединяет элементы разных жанров: могут использоваться функциональные приемы и выразительно-изобразительные средства всех жанровых форм – информационных, аналитических, худ-публицистических. В основу текста ложится сквозное оперативное отражение события.

Репортаж может иметь критическую направленность (подходит синтезированная форма – при фиксации негативных моментов возникает необходимость разобраться в их сути, дать комментарий, оценку).

Стрельцов. Репортаж - это информационный жанр, который достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего «эффект присутствия» для читателей. Репортаж пишется только с места события, для этого жанра необходима динамика. Событие обязательно должно содержать элемент новизны. Репортаж пишется только в том случае, если репортер присутствовал на месте события.

Главная особенность репортажного отражения: оно дается через непосредственное восприятие автора. Не игнорируя личностное видение, автор Р. должен стремиться к объективному отражению действительности. В Р. нет места вымыслу. Те Р., в которых авторы, отражая событие, сообщают читателю о том, что они видели и слышали, можно назвать оперативными. Оперативный репортаж как бы ведет читателя по основным ступенькам события, динамично развертывая его общую панораму. Синтезированный репортаж - на репортажной основе соединены элементы разных жанров. В синтезированном Р. могут использоваться функциональные приемы и выразительно-изобразительные средства всех жанровых форм – информационных, аналитических, художественно-публицистических, но в основу текста должно ложиться сквозное оперативное отражение события. Для работы над Р. нужно знать о предстоящих событиях.

Гуревич. Р епортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик.

 Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра - его динамичность. Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его « наглядность »: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж -из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете. Специфика Р. проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т. д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.