Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Восстановительное обучение при разных формах афазии (типовые программы).



Восстановительное обучение основано на одном из самых важ­ных свойств головного мозга— способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Прямые растормаживаю­щие методы работы в основном используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Это предполагает выход нервных клеток из состояния временного угнетения, связанного, как правило, с явле­ниями охранительного торможения. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушен­ной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счет введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойст­ва личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т. д.

Восстановительное обучение проводится по специальной, зара­нее разработанной программе. Программа должна включать опре­деленные задачи и соответствующие им методы работы, дифферен­цированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуаль­ных особенностей нарушений речи.

Программа обучения строится с соблюдением принципа сис­темности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение, прежде всего, должно быть направлено на восстановление коммуникативных способно­стей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

Ниже приводятся типовые программы восстановительного обу­чения при разных формах афазии, дифференцированные в зависимо­сти от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных, составляющих большинство, грубость расстройства речи определя­ется стадией восстановительного периода; у других — дефект оста­ется грубым и на поздних стадиях восстановления.

 

Вид афазии Стадия грубых расстройств Стадия расстройств средней степени выраженности   Стадия легких расстройств  
Моторная афазия афферентного типа   1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи: · показ картинных и реальных изображений наиболее упот­ребляемых предметов и простых действий по их названиям, катего­риальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр. », « Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр. », «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т. п. »; · классификация слов по темам (например: «Одежда», «Ме­бель» и т. д. ) с опорой на предметную картинку; · ответы утвердительным или отрицательным жестом на про­стые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..? »; «Вы живете в Москве? » и др. 2. Растормаживание произносительной стороны речи: · сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирую­щих произнесение звукоподражательных местоимений («ах! » «ох! » и т. п. ); · сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз; · затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма. ма— мама...; это мама). 3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи: · ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуа­тивном диалоге; ·  моделирование ситуаций, способствующих вызову комму­никативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т. д. ); · ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным проговариванием простых слов и фраз. 4. Стимулирование глобального чтения и письма: · раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными); · письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов; · сопряженное чтение простых диалогов.   1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: · выделение звука из слова; · автоматизация отдельных артикулем в словах с различной с логоритмической структурой; · преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков. 2. Восстановление и коррекция фразовой речи: · составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)— к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.; · составление фраз по вопросам, по опорным словам; · экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто? », «зачем? », «когда? », «куда? » т. д.; · заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменени­ем слова; · развернутые ответы на вопросы; · составление рассказов по серии сюжетных картинок; · пересказ текстов с опорой на вопросы. 3. Работа над семантикой слова: · выработка обобщенных понятий; · смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лек­сика) путем включения их в различные смысловые контексты; · заполнение пропусков во фразе; · завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу; · подбор антонимов, синонимов. 4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения: · звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звукобуквенную структуру слова, постепенное свертывание числа внешних опор; · заполнение пропущенных букв и слогов в словах; · списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок; ·  чтение и письмо под диктовку слов с постепенно услож­няющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв; · заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи. 1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи: · уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов; · дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии; · отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуко­вом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скорого­ворках и т. д. 2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и синтаксической структуре: · восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении; · ответы на вопросы сложноподчиненным предложением; · пересказы текстов без опоры на вопросы; · составление развернутых планов к текстам; · подготовка тематических сообщений (коротких докладов); · речевые импровизации на заданную тему. 3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова: · толкование отдельных слов, преимущественно с абстракт­ным значением; · объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов. 4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи: · выполнение инструкций, включающих логико-грамматичес­кие обороты; · введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облег­чающих восприятие сложных речевых структур. 5. Дальнейшее восстановление чтения и письма: · чтение и пересказ развернутых текстов; · диктанты; · письменное изложение текстов; · составление писем, поздравительных открыток и т. п.; · сочинения на заданную тему. 1. Восстановление связи «артикулема—фонема»: · письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи­сания; · выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их; · письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку; · идентификация букв в разных шрифтах; · нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки­вание, выписывание). 2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу со­става слова: · деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы; · выделение любого по счету звука в слове; · пересчет и перечисление слов по буквам (устно); · заполнение пропусков в словах; · письмо слов из букв, данных вразбивку. 3. Восстановление навыка развернутой письменной речи: · письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия; · письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в ви­де письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком­муникации с окружающими; · письменные изложения и сочинения.
Моторная афазия эфферентного типа Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.   1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выработка артикуляторных переключений в пределах слога: с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» — «у» и т. п. ); с различными гласными, в том числе и мягкими; в сло­гах, · выработка артикуляторных переключений в пределах слова: · слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т. д. ); · экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк­турой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т. д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов. 2. Восстановление фразовой речи: · преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор — фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикатив­ного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей; · преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений— флективных, предложных и т. д. с целью оживления чувства языка; дифферен­циация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических эле­ментов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на во­просы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ про­стого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопро­сительных предложений, различных предложных конструкций. Программа та же, что и при соответствующей стадии аффрентной моторной афазии. При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоя­тельная задача выработки связи «артикулема — графема». Акцент делается на: 1. Восстановление способности к анализу звукоритмической стороны слова: · дифференциация слов по длине и слоговому составу; · выделение ударного слога; · подбор слов, идентичных по звукоритмической структуре; · выделение идентичных элементов в словах— слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выпи­сывание и т. д. ). 2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу со­става слова. 3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова. 4. Восстановление навыка развернутой письменной речи  
Динамическая афазия 1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания: · выполнение различных видов неречевой деятельности (ри­сование, лепка и т. д. ); · оценка искаженных изображений, слов, фраз и т. д.; · ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог; · прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет». 2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи: · автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т. д.; · автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побу­дительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там? », «тише! » и т. д. 3. Преодоление расстройств речевого программирования: · стимулирование ответов на вопросы с постепенным умень­шением в ответе слов, заимствованных из вопроса; · конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку; · выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номи­нативных формах; · раскладывание серии последовательных картинок соответ­ственно заключенному в них сюжету. 4. Преодоление расстройств грамматического структурирова­ния (см. п. 2 разд. «Расстройства средней выраженности при эффе­рентной моторной афазии»— в программе восстановительного обучения). 5. Стимулирование письменной речи: · раскладывание подписей под картинками; · чтение идеограммных слов и фраз. 1. Восстановление коммуникативной фразовой речи: · конструирование простой фразы; · составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор; · составление рассказа по серии последовательных картинок; · развернутые ответы на вопросы в диалоге; · составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ате­лье» и т. д. 2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании: · показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в про­извольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий); · оканчивание фраз различными словами; · подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т. д.; · письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку); · письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выра­ботке смысловых и двигательных переключений; · элементы звуко-буквенного анализа состава слова: склады­вание простых слов из букв разрезной азбуки; · заполнение пропусков в словах; · письмо простых слов по памяти и под диктовку.   1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи: · развернутый диалог на различные темы; · конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор; · автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи; · накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов); · чтение и пересказ текстов; · «ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию; · «речевые импровизации» на заданную тему; · развернутые изложения текстов, сочинения; · составление поздравительных открыток, писем и т. д.  
Сенсорная афазия   1. Накопление обиходного пассивного словаря: · показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим при­знакам; ·  показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т. д. ); · показ частей тела на картинке и у себя; · выбор правильного названия предмета и действия среди вер­ных и конфликтных обозначений с опорой на картинку. 2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи: · ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом; · выполнение простых устных инструкций; · улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах. 3. Подготовка к восстановлению письменной речи: · раскладывание подписей к предметным и простым сюжет­ным картинкам; · ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зритель­ное восприятие текста вопроса и ответа; · письмо слов, слогов и букв по памяти; ·  «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (боль­ной читает «про себя», а педагог вслух); · выработка связи «фонема — графема» путем выбора задан­ной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.   1. Восстановление фонематического слуха: · дифференциация слов, различающихся по длине и ритмиче­ской структуре; · выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т. д.; · выделение различных 1 -х звуков в словах с одинаковой рит­мической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т. д.; · дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путем выделе­ния дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами. 2. Восстановление понимания значения слова: · выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, отно­сящихся к той или иной категории; · заполнение пропусков во фразах; · подбор определений к словам. 3. Преодоление расстройств устной речи: ·  «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составь­те предложение из 3-х слов! » и т. д. ); · уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущен­ных больным; · устранение элементов аграмматизма с использованием уп­ражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допу­щенных грамматических искажений. 4. Восстановление письменной речи: · закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку; · различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор; · письмо под диктовку слов и простых фраз; · чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующи­ми ответами на вопросы; · самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или пись­менный диалог. 1. Восстановление понимания развернутой речи: · ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге; · прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним; · улавливание искажений в деформированных сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложениях; · осмысление логико-грамматических оборотов речи; · выполнение устных инструкций в форме логико-грамма­тических оборотов речи. 2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова: · подбор синонимов в качестве однородных членов предложе­ния и вне контекста; — работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами. 3. Коррекция устной речи: · восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках; · составление рассказов по серии сюжетных картинок; · пересказ текстов по плану и без плана; · составление планов к текстам; · составление речевых импровизаций на заданную тему; · речевые этюды с элементами «ролевых игр». 4. Дальнейшее восстановление чтения и письма: · чтение развернутых текстов, различных шрифтов; · диктанты; · письменные изложения; · письменные сочинения; · усвоение образцов поздравительных писем, деловой запи­си и т. д.  
Акустико-мнестическая афазия    

1. Расширение рамок слухового восприятия:

· показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т. д.;

· показ частей тела по тому же принципу;

· выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

· ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтакси­ческой структуре;

·  прослушивание текстов, состоящих из нескольких предло­жений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

· письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

· чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим вос­произведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:

· повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с по­степенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

· заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаиче­ских текстов;

· повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления; — чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день и т. д. );

· составление устно предложений по опорным словам, вос­принимаемым зрительно;

· перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

· анализ зрительных изображений и самостоятельное рисова­ние предметов, обозначаемых словами-названиями;

· смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов;

· классификация слов с самостоятельным нахождением обоб­щающего слова;

· упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

· составление рассказа по серии сюжетных картинок;

· пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;

· развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессио­нальные, общественные и т. д. );

· отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т. п. ).

Семантическая афазия    

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

· схематическое изображение пространственных взаимоотно­шений предметов;

· изображение плана пути, комнаты и т. д.;

· конструирование по образцу, по словесному заданию;

· работа с географической картой, часами.

2. Восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т. д. ):

· наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи; - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

· составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

· уточнение значений подчинительных союзов;

·  заполнение пропущенных главных и придаточных предло­жений;

· составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление   способности   понимания  логико-грамматических ситуаций:

· картинное изображение сюжета конструкции;

· введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т. д. );

· введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст;

· предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развернутым высказыванием:

· изложения, сочинения;

· импровизация на заданную тему;

· толкование сложных по смысловой структуре слов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.