Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стилевое многообразие искусства 17-18 веков



Стилевое многообразие искусства 17-18 веков

2. Мастера барокко.

Лоренцо Бернини (1598-1680)

 Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 г. в Неаполе в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. В 1605 г. по приглашению папы Павла V Пьетро с семьей переехал в Рим. Здесь юный Лоренцо получил возможность копировать произведения великих мастеров, хранившиеся в залах Ватикана. Уже первыми своими работами будущий мастер привлек внимание папы и кардиналов Боргезе и Барберини, которые стали его покровителями и заказчиками.

 В произведениях Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор стремился показать не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновенье. Силуэты фигур усложнились. Бернини шлифовал мрамор, заставляя его играть множеством бликов. Благодаря этому мастеру удавалось передать тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Новаторские искания юного скульптора отчетливо проявились уже в начале 1620-х гг. Тему поединка между Давидом и Голиафом («Давид») Бернини решает в подчеркнуто динамичной манере — герой показан не до и не после, а в самый момент схватки со своим врагом.

Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз св. Терезы» для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Композиция иллюстрирует один из эпизодов жизни испанской монахини 16 века Терезы, причисленной позднее к лику католических святых. В своих записках она рассказала, что однажды ей во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой. Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Точки опоры фигур скрыты от зрителя, и возникает иллюзия, что монахиня и ангел парят в облаках. Нереальность происходящего подчеркивают пучки лучей на заднем плане и клубящиеся облака, на которых полулежит Тереза. Её веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Композиция помещена в глубокой нише, обрамленной цветным мрамором. Эффект мистического видения подкрепляется светом, падающим в дневное время на скульптуру сквозь желтое стекло окна собора.

 Выражение цельности физического и духовного начал в скульптуре Бернини сочетал с гениальным архитектурно-пространственным видением, что позволяло ему идеально вписывать пластические композиции в уже готовые сооружения и создавать масштабные архитектурные ансамбли, столь свойственные искусству барокко. Римские фонтаны «Тритон» и «Четыре реки» являют собой блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей пенящейся водой.

 В течение более полувека Бернини выполнял работы для собора Св. Петра. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвел кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой св. Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Главным архитектурным творением Бернини стало оформление площади перед собором святого Петра в Риме. Архитектору удалось решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора и выразить главную идею католической церкви: принимать в свои объятья город и весь мир. Пространство перед храмом превращено в единый ансамбль из двух площадей: первая – в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. Монументальные колонны тосканского ордера расположены в четыре ряда. Наверху они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых. В центре огромной площади возведен обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана.

 Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в.

Микеланджело Караваджо (1573—1610 )

 Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. В 1584—88 гг. учился в Милане. Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он неоднократно обращался к этим сюжетам). Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую, где Караваджо выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

 Необузданный темперамент ввергал Караваджо в сложные и подчас даже опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Художник отличался бурным темпераментом и поистине авантюрным складом характера. Однако среди богатых римских меценатов нашлись ценители этого дерзкого и независимого гения. У художника появился могущественный покровитель — кардинал Франческо Мария дель Монте. Искусство мастера постепенно признавали и другие власть имущие.

 Уже в ранних произведениях Караваджо (между 1592 и 1598 гг. ), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). Караваджо создает новые виды живописи — натюрморт («Корзина с фруктами») и бытовой жанр («Шулера», «Гадалка»). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»).

 К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист»).

 Зрелые произведения Караваджо (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Для них характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный, насыщенный колорит.

 Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В 1602—04 гг. художник пишет «Положение во гроб» для церкви Санта-Мария делла Валичелла в Риме. В 1603—06 гг. создает композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино там же. Замечательна композиция «Смерть Марии» (1606), написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала и отвергнутая заказчиком. Здесь Караваджо дал свое истолкование традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной традиции, должно было нести в себе радость, ибо, закончив свою земную жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Караваджо, напротив, представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а вид самой Богоматери навевает мысли не о блаженном вознесении на небеса, а о полной страданий жизни и тяжелой, мучительной смерти.

 Спокойная жизнь не могла удовлетворить мятежного Караваджо, в 1606 г. его дерзкий характер в очередной раз проявил себя. Караваджо убил на дуэли некоего Раннуччо Томассони и скрылся от преследования в Неаполе. Здесь он создал несколько своих шедевров, а затем, спасаясь от преследования, перебрался на Мальту. Но и там, написав несколько прекрасных картин, он ввязался в очередную скандальную историю и попал в тюрьму. Вскоре ему удалось бежать и в последующие несколько лет Караваджо скитался по разным городам южной Италии. В поздних работах художника, созданных в годы скитаний (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия») сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», «Бичевание Христа»).

 В 1609 г. Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец в 1610 г., получив прощение от кардинала Гонзага, Караваджо сел на корабль, но так и не добрался до места назначения. Великий художник умер от лихорадки в Порт-Эрколе.

 Караваджо внес вклад в создание новых жанров в живописи — натюрморта и бытового жанра, создал оригинальную живописную систему, впоследствии получившую название «караваджизма». Его творчество оказало значительное влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев.

Питер Пауэл Рубенс (1577—1640)

 Питер Пауэл Рубенс родился в 1577 г. в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. После смерти отца в 1587 г. семья Рубенсов возвращается в Антверпен. Питера вместе с братом Филиппом отдают в латинскую школу, давшую юношам основы гуманитарного образования. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Пройдя школу нескольких фламандских живописцев, он в 1598 г. становится мастером.

 Весной 1600 г. Рубенс отправляется в Италию. В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ. Композиция, на которой первый министр короля изображен сидящим верхом на коне, имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.

 Рубенса часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко. Ощущение бесконечности мира, неукротимого всеобщего движения, столкновения стихийных сил и накал человеческих страстей – вот что характерно для многих полотен художника. Многофигурные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями. Картины Рубенса отличает свободная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тончайшая игра красочных оттенков.

 В 1608 г., получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс спешно возвращается в Антверпен. В 1609 г. он соглашается занять должность придворного живописца при правительнице Фландрии Изабелле Австрийской. Осенью того же года Питер женится на Изабелле, дочери Джона Брандта, секретаря городского суда. Его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брандт» дает яркое представление о таланте художника. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской и дорогой костюм подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью, их выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья.

 В 1612—20 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками»); сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила»); пейзажи («Возчики камней»), религиозные композиции («Страшный Суд»). В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.

 Рубенс никогда не замыкался в рамках какого-то одного жанра живописи. Его многочисленные картины-аллегории посвящены проблемам современной жизни, обращение к древним мифам наполнено глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» Рубенс изображает союз двух природных стихий, представленных в виде матери всех богов Кибелы (она олицетворяет Землю) и бога морей Нептуна. Картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждами Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные (Голландию) и Южные Фландрия потеряла выход к морю, лишилась выгодных торговых путей. Союз двух природных стихий – это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

 К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были такие будущие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Рубенс обладал поразительной работоспособностью. Им создано около 1500 самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками – невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года.

 Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий. После смерти супруги, в 1627—30 гг., художник посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями дипломатического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье, способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский — дворянство. Во время путешествий Рубенс пишет портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи, лорда Бекингема, короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской.

 В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фаурмента. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье с замком в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой. Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, например, эскизы триумфальных арок по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда, но чаще пишет небольшие картины, исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Тематика произведений этого времени разнообразна. Наряду с поэтическими пейзажами, Рубенс писал сцены деревенских празднеств. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены. Последние произведения Рубенса — «Суд Париса», «Три грации», «Вакх».

 Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой); 30 мая 1640 г. художник скончался.

Творчество Рубенса оказало заметное влияние на развитие европейского искусства XVII—XIX вв.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.